Аркадий Александрович Пластов
и идеология позднего сталинизма.

Поздний сталинизм - это время 1945-1953 гг. В идеолого-культурной сфере он проявляется:

1) в торжестве русского национализма

2) в возврате к ценностям дореволюционной России, в подчеркивании преемственности между СССР и Российской империей

3) в подчеркивании положительных качеств простого человека, который скромен, талантлив и патриотичен

4) в вере в скорое изменение жизни к лучшему

Истоки позднего сталинизма уходят в середину 30-х гг., когда И.В.Сталин смог уничтожить космополитическо-деструктивную часть ВКП(б). Произошедшие в этой связи изменения были явственны. В 1934 г. восстанавливается преподавание русской истории и географии, учебный процесс приводится в нормальные рамки, в 1934 и 1936 гг. осуждается покровщина с ее нигилизмом русской истории, фактически реабилитируется казачество и слово "офицер", репрессиям подвергаются напостовцы во главе с Л.Авербахом и такие авангардисты как В.Э.Мейерхольда, создаются фильмы ("Александр Невский"), возвеличивающие русскую историю и т.д.

Однако, полная реализация указанных положений произошла после 1945 г. Манифестом нового русского национализма стала речь И.В.Сталина на приеме в Кремле в честь командующих войсками красной армии 24 мая 1945 г. Он сказал: "Я пью, прежде всего за здоровье русского народа, потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в Советский Союз...потому что он руководящий народ, ...потому что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение"1. Идеологическая установка, данная Сталиным, нашла отражение в подчеркивании русских приоритетов в науке и достижений в культуре, газеты, например, регулярно и часто печатали соответствующие материалы. Начала развиваться компания по борьбе с космополитами.

Преемственность между старым и новым государством тоже как нельзя лучше иллюстрируют слова из обращения И.В.Сталина к народу 2 сентября 1945 г.: "Поражение русских войск в 1904 г. в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня. И вот этот день наступил"2.

Об особых качествах простого человека И.В.Сталин, вроде бы не говорил, но этим была пропитана вся идеология того времени, достаточно посмотреть на литературу. Рассказ К.Г.Паустовского "Во глубине России", опубликованный в "Огоньке" в 1950 г, написанный в 1944 г. рассказ А.Н.Толстого "Русский характер" - лучшее тому подтверждение. Кто такой, наконец, "Кавалер золотой звезды" С.П.Бабаевского (1947-48), как не простой русский человек?

Вера в скорое изменение жизни к лучшему, уходящее корнями в знаменитое сталинское "Жить стало лучше, жить стало веселее" также пропитывает всю идеологии того времени. И роман П.А.Павленко "Счастье"(1947 г.) и фильм "Кубанские казаки", да и работа самого И.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР"(1952) напоены этим настроением.

Исходящие сверху идеологические установки, как мы видим, находили отклик в творчестве деятелей культуры. Почти все, в том числе такие выдающиеся, как например К.М.Симонов отдали этому дань, причем тот же К.М.Симонов не просто возвеличивал русского человека, но и активно разоблачал происки космополитов.

Надо отметить, что роль проводников официальной идеологии осуществлялась далеко не всегда из-под палки или из корыстных, приспособленческих интересов. Многие были искренне уверены, что русский народ - великий народ, полный жизненных и творческих сил и что его вклад в мировую культуру неоспорим, что СССР - это продолжение на новом уровне старой России, что жизнь будет и должна меняться к лучшему. Они, не будучи частью официоза, по мере сила старались творить в духе близких им и одновременно официальных идей. К там людям принадлежал и А.А.Пластов.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в российской глубинке, в Прислонихе Симбирской губернии, в семье сельского псаломщика. В 1917 г. после обучения в Москве он вновь на родине. Здесь он становится членом и секретарем сельского совета, членом комитета бедноты3. В 1931 вступает в колхоз. Таким образом, А.А.Пластов активно участвует классовой борьбе и социалистическом переустройстве деревни. Формирование его общественно-политических взглядов проходит под влиянием произошедших сдвигов в обществе, которые он принял всей душой.

Как о художнике, он возвещает о себе сравнительно поздно, в 1935, когда в Москве экспонируются три его картины "Стрижка овец", "Сенокос", "Колхозная конюшня". В 1938 г. экспонируются "Стадо (На пастбище)" и "Купание коней", в 1939 г. "Колхозный праздник" и "Объездчик табунов", в 1941 г. "Выборы Комитета бедноты", "Премирование коровой", "Запись в колхоз", "Подписка на заем".

Все эти картины дышат оптимизмом. Фигуры обнаженных юношей, быков-производителей, крепких тел колхозниц сочетается с продуктовым изобилием и насыщенностью воздухом, простором, светом. Здесь нет сомнения и пессимизма. Все картины говорят: все что произошло к лучшему, жизнь медленно и неуклонно меняется туда же и надо участвовать в этом движении. Квинтэссенцией этих настроений - картина "Колхозный праздник". Собственно, вся она - иллюстрация сталинских слов "Жить стало лучше, жить стало веселее". А что бы ни у кого не возникло сомнения, полотно венчает портрет И.В.Сталина и эти его слова.

Но это пока отражение внешней стороны, за телами не видно народа, не видно его души. Что за люди стригут овец, купают коней, празднуют, какого они рода-племени, что у них за душой, что за душой и у народа к которому они принадлежат? Не видно и непонятно.

Из картин военного времени хотелось бы отметить "Трактористок"(1942), этот гимн телу и духу простых русских женщин.

Во время войны и после нее талант художника крепнет. Война, можно сказать, пробудила его, заставила обратиться от внешнего в внутреннему. Он всматривается в лица, стремится за частным передать общее. Рисуя людей он начинает рисовать народ - великий и скромный, мужественный, талантливый и трудолюбивый. Но как раз в эти годы крепнет и логически завершается оформление идеологии позднего сталинизма, которая оказалась созвучна идейным исканиям А.А.Пластова.

В 1945 г. А.П.Пластов пишет красоту русской природы ("Сенокос", 1945). Полотно оказалось шедевром, к которому и прибавить что-либо трудно и превзойти его невозможно. Художник, очевидно, понял это и, предпочтя не повторяться, обратился к другим сюжетам и жанрам.

Преемственность старой и новой России косвенно выражена во многих картинах художника, воспевающих крестьянский труд, но, прежде всего, здесь хотелось бы отметить его иллюстрации к литературной классике и портреты их.

а) иллюстрации к "Казакам" Л.Н.Толстого, к "Капитанской дочке" А.С.Пушкина, к "Морозу-Красному носу" Н.А.Некрасова (1949). Иллюстрации говорят - это сильно изменившиеся, но это те же народ и страна.

б) "Пушкин на коне"(1949). Пушкин, который издавался в СССР миллионными тиражами, стихи которого учили в школах наизусть, которого так и не сбросили с крабля современности и не превратили в дворянчика-бездельника-стихоплета, как пытались в 20-е гг ХХ в.

Простой человек у А.П.Пластова не забит жизнью, не бесправен политически. Он свободен от пороков, ему не знакомы лень, пьянство, накопительство. Это былинные, сказочные герои. Художник, рисуя конкретных людей, показывает архетип русского народа, сильного, красивого, творческого.

а) "Петр Григорьевич Черняев"(1949) - это архетип русского мужика, мудрого, сильного, трудолюбивого. Это уже не человек, а миф. И непонятно, из какого века он пришел.

б) "Витя-подпасок"(1951). Это предыдущий персонаж в детстве. Микула Селянинович в детскую пору. Удаль, размах, трудолюбие, открытый взгляд, отсутствие корысти, сухого расчета - вот что такое этот мальчик.

в) "Жнец"(1953). Все тот же архетип, все тот же миф, только другой возраст и другая работа.

г) "Решетник Петр Кузнецов"(1949). Это уже несколько другая Русь - Русь Аввакумов и Александров Матросовых, которые лучше погибнут, чем отступят хоть на шаг.

д) "Родник"(1952). Сколько прочности, статности и какой-то неброской красоты в этой девушке! Уже сейчас она, если надо и "коня на скаку остановит и в горящую избу войдет".

Вера в лучшее, которое обязательно наступит, запечатлевается в нескольких картинах художника.

а) "Ярмарка"(1947 г.), которая является отражением, даже кое-где буквальным, тех же идей, что привели к созданию знакового фильма "Кубанские казаки". Радость и веселье людей, материальный достаток, праздничная суета ярмарки. Идущая вдали, на заднем фоне гроза не моет помешать происходящему.

б) "На базаре"(1947 г.). Видно А.А.Пластову было приятно рисовать колхозные базары, ярмарки, где крестьянам можно торговать и есть чем торговать. Картина эта, в отличие от некоторых других не лакирует жизнь, она показывает ее сложность и пока еще бедность (всего два года, как кончилась война), мы видим мужика торгующего лаптями, но что в этой картине - оптимизм или пессимизм? Конечно первое, чему способствует и цветовое решение полотна, где господствует нежный голубой цвет.

в) "Едут на выборы"(1947 г.). Кто скажет, глядя на эту задорную и лихую картину, увенчанную красным флагом, что выборы с Советы тогда ничего не значили и что они проводились из-под палки. Люди едут выбирать родную власть, от которой и многого ждут. Для художника - скачущие тройки это символ жизни в СССР: это непрерывное движение вперед.

г) ("Колхозный ток", 1949). Эта картина как будто вся написана золотом. Колосья, снопы здесь просто превращаются в золотые слитки, колхозники в обладателей настоящего, впечатляющего богатства. Разве могут эти люди, искренние, трудолюбивые, понимающие радость созидательного труда не построить светлое будущее? Картина дает на это однозначный ответ.

д) "Ужин трактористов"(1951), где перед человеком отступает и вековая целина.

Смерть И.В.Сталина и хрущевские метания подорвали идейную основу творчества А.А..Пластова. Гулливера сменили лилипуты. От жизни, от будущего ждать стало нечего. Хотелось бы верить, но вера не подкрепленная практикой умирала сама. В творчестве стали нарастать настроения трагизма, критического отношения к жизни, пессимизма.

Художник, особенно в первые послесталинские годы, создает творения, пропитанные прежним духом, но их становится все меньше.

1954 г.: "Весна", "Летом", Юность"

1956 г."Девушка с велосипедом"

1957 г."Август колхозника", "Молодые".

1960 г."Лето"

1964 г.: "Мама".

1966 г.: "Солнышко"

1969 г.: "Из прошлого"

Жрущевские перетурбации, "коммунизм через 20 лет" и брежневский "развитой социализм" не внушали веры художнику и не могли вдохновить его. Нарастают мотивы разрушения, деградации, беспросветности, яркий полноцветный день сменяется мрачными сумерками.

Посмотрим вначале на людей:

"Девушка с велосипедом"(195 г.). В этой картине есть оптимизм? Нет. Девушка добра и открыта? Нет. Он решительна, в ней есть порыв, и этим любуется художник. Но к чему этот порыв, вот в чем вопрос.

"Девушка с граблями"(1957). Она просто плачет. И главное в картине - это ее горе. А это все немыслимо на прежних картинах мастера.

"Петр Тоньшин, конюх лесничества"(1958). Темные краски, какая-то безрадостная задумчивость на его лице. Так и хочется спросить: "Что, тяжко?".

"Ванюша Репин" (1958). Опять темные цвета, грязь, а в глазах мальчика -детская беззаботная радость? Нет, грусть.

"Таня" (1962). Красивое, но напыщенное и насупленное лицо молодой девушки. Зеленый и белый цвета не оживляют картину

"Вовка-неслушник"(1964). Серость и чернота фона. И этот мальчишка не веселый озорник, а чуть ли не бандит с большой дороги.

"Портрет старухи в белом платке"(1965). Как и ожидается - все темное или просто черное. Белый платок только усиливает ощущение черноты. А в лице старухи есть что-то затаенно-трагичное.

"Таня Юдина"(1966) - это доведенная жизнью до вынужденного высокомерия или, по крайней мере, гордыни, девушка. Естественно, она не улыбается и фон картины - это просто серый цвет.

"Пастушок"(1966). Пастушка этого не случайно сравнивают с "Витей-подпаском". И вроде все то, да не то. Нет мощи, былинной силы, а есть мальчик-конформист, любящий устроится в жизни поудобней.

"Деревенский вечер"(1967). Здесь обращает на себя внимание некрасивое и усталое лицо пастуха. Ну а радость и оптимизм? Вы это о чем?

Теперь другие картины. "Сбор картофеля"(1956) и "Костер в поле"(1969) об одном и том же - о тяжелом и ,увы, безрадостном крестьянском труде. И там и там господствуют темные, коричневые и черные цвета, которые стали господствующими у А.А.Пластова. Из людей главная фигура на первой картине - сгорбленная старушка с жилистыми руками, собирающая картофель, а на второй - дети, собиравшие, естественно вручную, картофель до позднего вечера, почти ночи. Это вынужденный тяжелый труд, и что-то ненормальное происходит, если картофель собирают, например, дети, вместо того, что бы беззаботно играть, учить уроки. Ведь не война же идет, тогда что? А на заднем плане маленькая девочка все тянется вверх с полным ведром (каким по счету?), передавая его стоящим на машине.

Впрочем, вот и играющие дети на картине "Апрель"(1965). Но почему и тут та же темнота и чернота? В палитре художника есть другие краски? Не добавляет оптимизма и церковь с заколоченными окнами.

А вот еще две сходные картины: "В лесу"(?) и "Смерть дерева"(1962).Деревья -

живые, а сейчас они умирают, точнее их убивают. Вторая картина широко известна, искусствоведы абсолютно правы, указывая на бездумную разрушительность молодого мужчины4. Художник словно бы пробуждается от летаргии, что бы насытить картину светом, показать красоту русской березы, но для чего? Что бы показать ее убийство, что бы пропеть ей реквием. И это реквием по прошлому, со всеми его иллюзиями и надеждами. Оно гибнет и не само по себе, а от ударов вот таких бездумных молодцов-удальцов. Подрублена и страна. Будущего у нее нет, потому что будущее страны -это ее люди, и вот - старые уходят, а что новые? А вот что: " Здесь в деревне, можно услышать: вот вчера в клубе опять выбиты стекла, кучка подростков 10-16 лет всячески изощрялась сорвать киносеанс. Иногда до поздней ночи по селу разносятся какие-то крики, нецензурная брань, гиканье. Взрослое население после нелегкого трудового дня не каждую ночь имеет отдых, особенно с середины лета - надо до рассвета стеречь то, что ценой больших усилий выращивается на приусадебных участках. Зачастую на многих огородах за одну ночь бессмысленно уничтожаются грядки с огурцами, помидорами, безвозвратно калечатся яблони. Нет надобности перечислять многое иное в этом же роде. Все это мы видим и знаем, что может получиться в дальнейшем из этих запутавшихся ребят" - пишет (жалуется, негодует, отчаивается) А.П.Пластов в газете "Ульяновский комсомолец" уже в 1955 г5. Все изменится к лучшему? Нет. Люди оказались недостойны построенного благодаря железной воле И.В.Сталина общественного строя.

Вот А.П.Пластов выступает в 1963 г. в Кремле на встрече Н.С.Хрущева с интеллигенцией. Кинорежиссер М.И.Ромм вспоминал: "И такую он стал картину деревни рисовать, все поддакивая Хрущеву и говоря "Спасибо вам, Никита Сергеевич", - клуба нет, спирт гонят цистернами, все безграмотные, в искусстве ничего не понимают...Такую картину постепенно он обрисовал, что жутко стало...И по сравнению с этим рассказом и "Вологодская свадьба", и "Матренин двор" просто показались какой-то идиллией...

И заканчивает:

- В Москве правды нет!

....И хоть смеялись во время его выступления, когда он кончил, как-то стало страшновато..."6.

Ни веры в будущее, ни веры в простого человека, ни гордости за русский народ - почти ничего не осталось великому художнику. В 1972 г. Аркадий Пластов умер в Прислонихе.


1 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза -М., ГИПЛ, 1950, С.351-352.
2 Там же, С.369.
3 Пластов - автор-составитель С.А.Кузнецова, Л., Аврора, 1974, С.43.
4 Жукова А. Пластов из Прислонихи - М., Детская литература, 1982, С.123.
5 Цит. по: Козлов Ю., Авдонин А. Жизнь и судьба Аркадия Пластова - Ульяновск, Симбирская книга, 1992, С. 92.
6 Там же, С.96.

назад

Hosted by uCoz