Российский абсолютизм и тоталитаризм
в процессе смены политических формаций.

Отказ от марксовой теории вторичной общественной формации привёл к отказу от теории вообще. Без неё осмысление закономерностей смены абсолютизма и тоталитаризма останется на эмпирическом уровне.

Как всякая научная теория, марксизм содержит часть абсолютной истины. Это знание исчерпывает свой предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии науки. Современные научные данные обозначили историческую ограниченность марксизма, но не его бесплодие. Критики сосредоточили внимание на не оправдавшихся прогнозах К. Маркса, оставив в стороне его выводы об основных стадиях вторичной формации, которые соответствуют и новым фактам.

В развитии экономического базиса вторичной формации К. Маркс выделил смену

четырёх способов материального производства: патриархальный, античный, средневековый, новый. Он сомневался в наличии азиатского способа, но современная наука подтвердила его существование как второй стадии после патриархального.

Выделены и соответствующие типы общества: небольшое государство, древняя империя, античное государство, европейское государство, индустриальное общество (П. Кууси).

В развитии культурного базиса вторичной формации можно также выделить последовательное обособление пяти форм мировосприятия: фольклор, религия, философия, искусство, наука.

На этой основе можно выделить и пять политических форм (формаций), имеющих соответствующий экономический и культурный базис: тирания (раннеклассовое государство), деспотия, республика, монархия, автократия (президентская республика).

Смена экономических, культурных и политических формаций является наиболее общей тенденцией в развитии всего человечества на стадии вторичной формации. В развитии отдельной страны наблюдается многоукладность (переплетение) различных форм с доминированием одной и периоды т. н. "омоложения" (Ф. Энгельс), т. е. возрождение более ранних стадий в превращённой или преобразованной форме, соответствующей новым историческим условиям.

В рамках такого теоретического подхода абсолютизм и тоталитаризм - это преобразованные формы различной степени близости к деспотии.

Аппарат управления деспотии составляет бюрократия как экономически, культурно и политически господствующий класс. Деспот также совмещает собой функции первого хозяйственника, верховного жреца и главы государства. Бюрократия противостоит гражданскому обществу как единый класс, но внутренне организована путём регламентированного подчинения служащих (технических работников) начальникам (руководителям ведомств).

Общество политически организовано в касты, но высшие касты составляет бюрократия.

Основой законности является подчинение нижестоящих вышестоящим: господство государства над гражданским обществом, одних каст над другими, начальников над служащими, одних начальников над другими, господство деспота над бюрократией и обществом в целом.

Абсолютизм - это обратная переходная форма от монархии, основанной на вассально-сюзеренных отношениях, к деспотии, основанной на подчинении. При такой форме сохраняется организация гражданского общества в сословия, имеющие различные иммунитетные права. В системе законов сохраняются значительные компоненты договорных отношений.

В России абсолютизм сложился в результате дворцового переворота 1762 г., после которого дворяне были освобождены от службы императору, а чиновники окончательно обособились от общества. По сравнению с западноевропейским, российский абсолютизм был ближе к деспотии. Он опирался на казённую промышленность и государственную религию.

Истоки деспотической тенденции в политическом развитии России справедливо усматриваются в иге Золотой орды, но формирование тенденции произошло позже. Свержение митрополита Исидора в 1441 г. послужило началом подчинения церкви государству и зарождения государственной религии в виде иосифлянства. С образованием Пушечного двора началось формирование казённой промышленности военного характера.

Расцвет абсолютизма пришёлся примерно на реакционный этап правления Александра I и правление Николая I. В результате реформ 60-х гг. XIX в. утвердилась тенденция перехода к республике, но она оказалась слабой.

Тоталитаризм - это превращённая форма деспотии, весьма близкая к классическому образцу. Основой стало почти полное огосударствление экономики и культуры, усиленная регламентация социальных (классовых, профессиональных, этнических, семейных и других) отношений. Но деление гражданского общества на рабочих, колхозников и служащих, негласное выделение номенклатуры из служащих не дошло до кастового уровня и сохраняло сословные элементы. Переход из одной группы в другую был распространённым явлением.

Полному превращению в деспотию противостояло относительное развитие найма в экономике и науки в культуре. Отработки играли ограниченную роль, а догматический тип мышления не стал полностью религиозным.

Тоталитаризм сложился в результате государственного переворота 1934 г. Возникновение Особого совещания ОГПУ (НКВД), внесудебного закона по политическим делам, Особой комиссии по негласной проверке членов партии через НКВД привело к тому, что партийный, хозяйственный и государственный аппарат казался под полным контролем госбезопасности. И. В. Сталин фактически стал деспотом, наступил расцвет тоталитаризма. После переворота 1953 г. началось его медленное разложение.

В рамках теории вторичной формации становится понятным, что переход от абсолютизма к тоталитаризму в России был закономерным. В длительном процессе разложения монархии боролись деспотическая и республиканская тенденции. Первая оказалась сильнее, поскольку имела соответствующие тенденции в экономике и культуре.

Тоталитаризм справедливо рассматривается как отклонение от поступательного развития человечества. Но отклонением было и утверждение буржуазных республик в западноевропейских странах. Там общество стало приближаться к античному типу, с характерным преобладанием частных собственников, философствующих мыслителей и выборных органов государственного управления.

Становление автократии пробивает себе дорогу через возрождающиеся формы более ранних стадий в политическом развитии вторичной общественной формации.

Рассмотрение истории российского абсолютизма и тоталитаризма в рамках теории вторичной формации позволяет избавиться от западничества, европоцентризма, иных идеологий. Появляется возможность сопоставлять Россию с другими странами не только на уровне первичных обобщений, но и на уровне общенаучных понятий, отражающих законы общественного развития.

назад

Hosted by uCoz