Общественно-культурные формации.

Культура, как и экономика, обособилась при переходе от первобытного общества (первичная формация) к антагонистическому (вторичная формация). В процессе развития знание обретает различную форму. М. Вебер выделил две стадиальные формы, религию и науку. В действительности имеется пять таких форм: мифология, религия, философия, искусство, наука. В экономике им соответствуют издольщина, кабала, рабство, крепостничество, найм. Общественное сознание и мораль не являются стадиальными формами.

По необходимости деятели культуры обособились в профессиональные группы для оформления знаний специальным методом познания, что является основой способа духовного производства.

Каждый способ порождает свою культурную формацию как систему всех форм культурных связей и отношений. К ним относятся базисные (постулаты) и производные (выводы), а также познавательные, обменные, информационные и образовательные.

Смена форм знания, методов познания и профессиональных групп составляет основу смены пяти культурных формаций. Во взаимодействии с экономическими и политическими формациями они порождают развитие человечества по общественным формациям второго порядка в рамках вторичной: патриархальная, азиатская, античная, феодальная, капиталистическая.

В патриархальном обществе из первобытного язычества выделилась мифология. Сущностью мировосприятия было признание решающей роли выдающихся людей, которые способны управлять природой и обществом. Со временем героический эпос превратился в устное народное творчество (фольклор). Это вторичная форма.

Методом познания был опыт - практически усвоенные знания, навыки и умения. Здравомыслие возникало в процессе фиксации путём проб и ошибок различных проявлений сущности и домысливания в объяснении этой сущности. Непонятое наделялось свойствами очевидного. Опытное осмысливание действительности приводило к мифам. Основой каждого мифа было реальное событие, которое имело крупное общественное значение.

Создателями героических легенд были пророки, которые составляли особую часть знати. Они хранили и обогащали накопленный опыт, оценивали достоинства претендентов в вожди. Мнение пророков имело нормативный характер. Они определяли необходимость действий и возможные их последствия. На основе своих выводов пророки могли добиваться смены вождя. Здравомыслие порождало волюнтаристское отношение к миру и пропаганду.

В азиатском обществе обособилась религия, сущностью которой является вера во всемогущие непознаваемые силы. С этой верой связана вера в священные тексты и авторитет их толкователей. Классической формой религии является многобожие, а вторичной единобожие.

Методом познания был догматизм. Все явления мира объяснялись в пределах толкований священных текстов. Основной вопрос религии - это вопрос о добре, зле справедливости. Он решался в зависимости от истолкования догматов о богах как всемогущих непознаваемых силах. Различная догматика богов порождала множество конфессий.

А стремление проникнуться свойствами богов создавало этическое отношение к действительности. Профессиональной группой были священники, которые объединялись в церковь. Эта религиозная организация была особой частью бюрократии.

В античном обществе обособилась философия, рассудочное отображение действительности. Было убеждение, что всё можно узнать и понять. Основным вопросом философии является вопрос об истине, лжи и заблуждении. Критерием истинности выступала логичность рассуждений. Из всех обнаруженных свойств природы и общества достойными считались только гармоничные. Они принимались как истинные.

Методом познания было абстрагирование - мысленное отвлечение от разнообразных сторон действительности для выявления сущности избранной стороны. Она постулировалась как первичная. Выбор первооснов зависел от воли человека, поэтому существовал плюрализм. Каждый автор создавал собственную концепцию мироустройства. Предпочтение отдавали наиболее логичной.

Профессиональной группой были мыслители. Они входили в экономический класс частников и выступали как его идеологи.

В феодальном обществе обособилось искусство - образное отображение действительности. Это наглядное обобщение того, что было на самом деле. Мир воспринимался как система образов, и действительность наделялась вымышленным. Граница между выдуманным и реальным была неопределённой.

Методом познания было воображение. Основным вопросом искусства является вопрос о красоте, безобразии и обыденности. Ценным в природе и обществе считалось то, что представлялось красивым. Поэтому и господствовала мода. В процессе подражания возникали жанры, стили, направления. Они ограничивали свободу воображения авторов.

Профессиональной группой были художники (писатели, живописцы, музыканты, актёры и т. д.). Художники создавали этикет, принятый порядок поведения и форм обхождения. Господствовала эстетическая оценка действительности. При этом художники находились в такой же зависимости от феодалов, как крестьяне и ремесленники. Они так же отрабатывали заказы и одновременно имели свои мастерские.

В капиталистическом обществе выделяется наука, теоретическое познание мира. Сущность науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний.

Методом познания становится экспериментирование. Принятые постулаты проверяются и логически, и путём эксперимента. В отличие от опыта, он представляет собой воздействие на объект в контролируемых и управляемых условиях. Такой метод позволяет в максимальной степени понять сущность. По степени теоретизации и освоения этого метода не все научные дисциплины достигли зрелости.

Профессиональной группой становятся учёные. Они отличаются теоретическим знанием, навыками экспериментирования, формально-логическим мышлением, владением всей фактографией. Отчуждение людей от культуры резко возрастает.

Выводы. Теория культурных формаций позволяет эффективно использовать формализацию.

В истории и культурологи основой оценок культурного развития цивилизации, страны, региона лежит список памятников культуры. Многие специалисты даже не считают нужным классифицировать их по формам знания. А вывод о прогрессе или регрессе культуры в лучшем случае зависит от произвольно избранной системы оценок. В худшем случае плюрализм порождает эклектику. Реакцией на это становится эмпиризм.

Понятие культуры как совокупности материальных и духовных ценностей напоминает нечто среднее между ломбардом и складом. Количество и разнообразие считаются признаками развития. Теория же позволяет определять эпохи по господству классического уклада.

В развитии культуры Руси и России можно выделить три пройденные эпохи: господство мифологических ценностей (конец IX - начало XI в.), господство религиозных (начало XI - середина XVIII в.), художественных (середина XVIII - начало ХХ в.). Современную эпоху можно определить как эпоху утверждения научных ценностей. Соответственно можно выделить эпохи развития общественного сознания и морали. Но они выделяются уже по тому, как народ усваивал и использовал ценности профессионалов. Так, крещение Руси произошло в конце X в., а христианизация россиян завершилась лишь в XVI в.

Формализованная оценка культурного развития России позволяет понять причину сложения так называемой "загадочной русской души". В России философия никогда не играла существенной роли в культуре, а религиозное мышление имеет давние и прочные традиции. Не выработалось рассудочное отношение к действительности. Без ускоренного освоения философии переход к науке затруднён. Возрождение религии и упадок науки в настоящее время - это проявления данной закономерности.

назад

Hosted by uCoz