Теоретическая проблема государственного управления
предприятиями различных формаций в современной России.

Авторы исследований экономического развития России часто имеют ввиду абстрактные фирмы, находящиеся на абстрактном рынке товаров и услуг. Такое представление возникло в Европе в результате разделения экономистов на либералов, сторонников частной собственности, и коммунистов, сторонников государственной. На самом деле в процессе развития человечества сложились пять классов эксплуататоров: знать патриархальной формации, бюрократия азиатской, частники античной (рабовладельческой), феодалы феодальной и акционеры капиталистической формации [1]. Различные способы самоорганизации (внутриклассовых связей и отношений) порождают и различное поведение представителей этих классов в экономике страны.

Идейное противостояние коммунистов и либералов отражает лишь противоположные свойства бюрократии и частников, "тоталитарной" и "рыночной" экономики. Прежде всего, это плановость или конкурентность при господстве первого или второго классов. Биполярное мышление не позволяет видеть другие классы эксплуататоров и соответствующие им предприятия с другими свойствами и другим поведением на рынке товаров и услуг.

Многие коммунисты и либералы считают акционеров особой группой частников. В действительности это новый класс, который стал зарождаться только в XVII веке. А частники были уже в Древней Греции. Акционерной компанией (если не брать переходные формы) могут владеть рантье, государство, работники данного предприятия, другие такие же компании.

Отношения между акционерами носят коллективный, товарно-денежный, производственный характер. Голосование акциями является способом организации и класса, и производства. Акционеры возникли путём удержания положительных свойств бюрократии и частников, а также отрицания их отрицательных свойств и образования новых свойств. Именно в акционерных компаниях начинает преодолеваться отчуждение между производителями и эксплуататорами.

Бюрократия связана в иерархию начальников и подчинённых отношениями распределения произведённых продуктов. Отношения натуральные (должностные) и непроизводственные. Частники связаны в иерархию крупных, средних и мелких собственников отношениями обмена произведённых продуктов (торговля). Отношения товарно-денежные и также непроизводственные. Акционеры связаны в иерархию компаний отношениями производства продуктов. Конкуренция частников ведёт к разорению слабых предприятий, а монолитность бюрократии - к сохранению всех предприятий. Взаимозависимость акционеров ведёт к разорению слабых компаний при сохранении всех предприятий. Синтез достигается путём продажи и перепродажи акций.

Экономика частных предприятий динамична, но разрушительна (кризисы перепроизводства). Экономика государственных предприятий устойчива, но застойна. Экономика акционерных предприятий отличается динамическим (изменяющимся) равновесием.

Акционеры возникли в результате положительного синтеза бюрократии и частников. Использование государственного пакета акций позволяет управлять экономикой, сохраняя и конкурентность, и предприятия.

Феодалы же возникли в результате отрицательного синтеза бюрократии и частников. Феодалы связаны в иерархию вассально-сюзеренными отношениями землевладения. Эти отношения образуются путём договора сюзерена с вассалами о службе ему в обмен на частичное распоряжение трудом производителей на пожалованной территории и привилегии в торговле между собой. Другая часть распоряжения трудом тех же производителей и более высокие привилегии в торговле сохраняются у сюзерена. Договор соединяет натуральные и товарно-денежные отношения.

Монополистический капитализм (империализм) является всего лишь превращённой формой феодализма. Договор монополистов носит чисто товарно-денежный характер - распределяются рынки, а не земли. И современные монополии возникают по законному договору или незаконному сговору в производстве, распределении или обмене. И сейчас неравноправная конкуренция даёт преимущества монополистам перед бюрократией и частниками.

Но самым опасным является наиболее архаичный класс знати, возродившийся ещё в 60 - 70-е годы. Отказ руководства КПСС от научно-технической революции привёл к возникновению "теневой" экономики. В ней "цеховики" стали вождями, которые были связаны с зависимыми от них исполнителями отношениями преданности.

Политика "шоковой терапии" вызвала быстрое разбухание этого класса и соответствующего ему типа предприятий. Запредельные налоги частично загнали в "тень" бюрократию, частников, монополистов, акционеров. Вокруг "новых русских" (вожди) сложилась устойчивая система дружинников (личные охранники), жрецов (подкупленные журналисты), челяди (семейные кланы). Внутриклассовые отношения и связи приобрели военный характер, присущий патриархальной формации. Отсюда скрытые угрозы, тайные налёты и заказные убийства. Поэтому и налоговая инспекция вынужденно стала "силовым" ведомством.

Современные методы экономистов не соответствуют формационному разнообразию классов эксплуататоров и принадлежащих им предприятий. Реально получается только знание конъюнктуры, которая складывается в результате "честной" (по либеральным меркам) конкуренции частных предприятий.

Для оценки поведения государственных, монополистических и акционерных предприятий классически либеральные методы приходится дополнять различными "костылями". Эффективных моделей расчёта нет. Личные отношения преданности в "теневой" экономике вообще не поддаются каким-либо расчётам. И общая оценка экономики весьма далека от действительности.

Только полноценная политико-экономическая теория позволит разработать все необходимые прикладные и технические методы оценки поведения предприятий. Теоретическое решение проблемы типологии предприятий по классам эксплуататоров позволит также выработать научную, а не идеологическую стратегию экономической политики.

Очевидной является борьба с "теневой" знатью. Этот класс неизбежно порождает уголовную преступность в экономике и не может быть признан в цивилизованном обществе. Но этот класс нельзя "отменить", как нельзя и "декретировать" более совершенные классы. Любые устаревшие отношения и связи изживаются путём овладения более развитыми. И простое снижение налогов автоматически (в чём убеждены некоторые либералы) не приведёт к выходу из "тени" бюрократии, частников, монополистов и акционеров.

В обществе автоматически вообще ничего не происходит, всё происходит только в результате сознательных действий людей. Надо хотеть быть и уметь быть человеком цивилизованного класса, несмотря на все препятствия этому. Поэтому необходима тщательно рассчитанная и организованная законодательная, распорядительная и судебная политика по поддержке цивилизованных классов эксплуататоров. А эта политика не возможна без координации деятельности парламента, правительства и суда со стороны президента.

Пока не будет признания именно такой функции главы государства, экономическое развитие страны будет оставаться стихийным, а значит и опасным. Политикам всё равно придётся решать, что для них важнее: собственные идеалы или действительные возможности страны. Если они будут сопротивляться, их вынудит сделать это страна - бунтами, голосованием. Средств таких несть числа. Просто больше понадобится времени и жертв.

Но и отношение к цивилизованным классам эксплуататоров не должно быть равным. С позиции ценностей зрелого капиталистического общества и бюрократия, и частники, и монополисты являются уходящими классами. Из этого не следует, что с ними надо расставаться как можно быстрее. Человечество развивается намного медленнее, чем это представляется специалистам, поглощённым оценкой текущего состояния.

Каждый из четырёх старых способов материального производства господствовал в течение многих веков. И для полного перехода к зрелому капитализму потребуется не один век. Даже в самых развитых капиталистических странах всё ещё сохраняются докапиталистические и полукапиталистические уклады. Всем известный налог - это всего лишь превращённая форма издольщины (дани). А она была экономической основой патриархального общества.

Общим правилом должно быть допущение государственных, частных, монопольных предприятий и поощрение акционерных. Практической проблемой является мера допущения-поощрения. В каждой стране складывается своё неповторимое сочетание и переплетение укладов. Поэтому и никакая страна не может быть образцом для подражания. И в России складывается своя, присущая только ей, многоукладная экономика перехода к зрелому капитализму. Практической задачей является поиск такого соотношения укладов, которое приносит пользу, а не вред людям.

Конечно, надо стремиться не отставать от передовых стран. Но догоняющее развитие должно быть не самоцелью, а защитой от внешней экономической экспансии. Самоцелью должно быть экономическое благополучие граждан России. Каждому предприятию государство должно помогать в той мере, в какой оно способно обеспечить это благополучие, и отказывать в помощи в той мере, в какой это предприятие работает на себя.

А для этого нужен расчёт. Научный расчёт, а не отживающие свой век идеологические концепции. В капиталистическом обществе процветают только расчётливые. Это и есть идеал капитализма.

Государство должно научиться соизмерять сбор налогов, распоряжение государственными предприятиями, права частников, контроль за монополиями и получение дивидендов с государственных пакетов акций в акционерных компаниях открытого типа. А для этого нужны четыре соответствующих ведомства, способных отыскивать компромисс в рамках общей экономической политики.

_______________

1. Мельников Ю. Н. Теория экономических формаций в курсе "Истории государственного управления России// Межвузовская научно-практическая конференция "Проблемы экономического образования в современных условиях". Ульяновск, 1999. С. 40 - 42. Ср. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7; Т. 19. С. 403, 413; Т. 46. Ч. 1. С. 101 - 102; Т. 48. С. 6, 157.

назад

Hosted by uCoz