Расселение
и численность мусульман Симбирского края
во второй половине XIX - начале XX вв.
Заселение
татарами-мусульманами территории Симбирской губернии традиционно связывается
с колонизацией Среднего Поволжья, [1] начавшейся во второй половине XVI
века после присоединения региона к Русскому государству. Активное освоение
края начинается позже в XVII веке. В это время появляются селения служилых
татар-мишарей, прибывавших из западных районов России, задействованных
в строительстве засечных черт и несении воинской службы. [2] Наряду с
ними в XVII в. территория Симбирской губернии интенсивно заселяется чувашами,
мордвой и особенно русскими, [3] составившими к концу XIX в. 68,3 % всех
её жителей. Во второй
половине XIX - начале ХХ века татары-мусульмане населяли все уезды Симбирской
губернии. Правда, ни в одном из них они, как и прочие нерусские народности,
не представляли численного большинства. В Карсунском, Сенгилеевском, Сызранском,
Ардатовском и Алатырском уездах их доля от общей численности населения
не превышала 5 %. В Симбирском и Курмышском уездах их было несколько больше
- 9-17 %. Только в Буинском уезде - самом "инородческом" в губернии
- татары-мусульмане являлись заметной группой, составляя треть всего населения.
На протяжении XIX - начала ХХ века общий удельный вес татар-мусульман
в структуре населения Симбирской губернии постоянно увеличивался. С 6,6
% в 1833 г. он вырос до 9,5 % в 1911 г. Чуть менее
половины - 48 % всех татар-мусульман Симбирской губернии проживало в Буинском
уезде. Здесь, чересполосно с чувашами, русскими, мордвой, татары-мусульмане
населяли 16 волостей из 19. К 1911 г. по данным подворной переписи в пределах
пяти этнически однородных волостей (Дрожжановской, Мочалеевской, Ново-Какерлинской,
Старо-Студенецкой, Шихирданской) находилось 66,4 % (54.528 человек) всех
татар-мусульман Буинского уезда. [4] Они населяли 36 деревень, и в среднем
на каждое селение приходилось 1,5 тысячи татар. Первые три волости из
пяти указанных выше были сопредельными и образовывали компактную территорию
расселения. [5] В остальных 11 волостях Буинского уезда соседями татар-мусульман
были православные христиане, преимущественно чуваши, составлявшие 41,3
% от всего населения, а также русские и мордва. К 1911 г. в этих волостях
татары-мусульмане в числе 27,5 тысяч человек населяли 54 деревни, и в
среднем на каждую из них приходилось 510 жителей. [6] Пятьдесят
два процента татар-мусульман Симбирской губернии, не образуя компактной
и сплошной территории расселения, проживали в остальных семи уездах. При
этом 23-20,5 % приходилось на Курмышский уезд и 13-15,1 % на Симбирский
уезд. Самые крупные татарские селения губернии находились в Курмышском
уезде, в котором к 1911 г. проживало 35 тысяч татар-мусульман, населявших
10 деревень в Петряксинской и Чембилеевской волостях. Таким образом, в
среднем в каждом селении проживало 3,5 тысячи человек. [7] В Симбирском
уезде татары-мусульмане населяли семь волостей, находившихся в его северной
части и примыкавших к волостям Буинского уезда. Особенно плотно они расселились
в Больше-Цильнинской, Сюндюковской и Больше-Тархановской волостях. В 1911
г. их численность в 20 селениях уезда составила 25.818 человек, и в среднем
в одной деревне был 1291 житель. [8] В Сенгилеевском,
Карсунском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах в XIX - начале
XX века проживало всего 15,7-18,3 % татар-мусульман Симбирской губернии,
населявших 13 деревень. На каждую в 1911 г. в среднем приходилось 2149
человек. Деревни татар-мусульман в этих уездах утопали в сплошной массе
православного населения, преимущественно русского. В целом по
данным подворной переписи в Симбирской губернии в 1910-1911 гг. татары-мусульмане
в числе 171162 человек проживали в 136 селениях, и в среднем на каждое
приходилось 1258 человек. Среди чувашей этот показатель составил 609 человек
(198512 человек в 326 селениях), а у мордвы он равнялся 1415 (236.548
человек в 163 селениях) и был несколько выше, чем у татар-мусульман. [9] Уезды, волости,
а также селения Симбирской губернии отличались пёстрым этническим и конфессиональным
составом населения. В конце XIX - начале ХХ века в губернии существовало
58 селений, в которых совместно проживали татары-мусульмане, православные
русские, чуваши и мордва. Их численное соотношение в отдельно взятой деревни
нередко зависело от того, в какой волости они располагались - чисто русской,
татарской, чувашской или в этнически смешанной. В Симбирском
уезде в селениях Сиуч (Сивуч), Карлинское, Юшанское, Уренская Капышовка,
Погребовские Выселки, располагавшихся в этнически "русских"
Тагаевской, Языковской, Тетюшской, Сельдинской и Ново-Никулинской [13]
волостях, татар-мусульман в 1892-1907 гг. насчитывалось чуть более трёх
десятков человек. При этом их доля от общей численности жителей составляла
всего 0,7-5,2 %. Такое же соотношение мусульманского и православного населения
наблюдалось в пяти чувашских селениях Буинского уезда: Три Избы Шемурши,
Чепкас Ильметьево (Шемуршинская волость), Малые Убеи, Чувашский Дрожжаный
Куст (Убеевская волость) и Новое Бахтиярово (Больше-Батыревская волость).
Доля татар-мусульман в этих селениях во второй половине XIX - начале ХХ
в. составляла 1,3-4 %, а численность не превышала трёх десятков человек.
[14] Незначительное число татар-мусульман (менее трёх десятков) проживало
в мордово-чувашском с. Большое Батырево и русско-чувашском с. Убеи. В
этих селениях в середине XIX - начале ХХ в. их доля равнялась 0,3-3,0
%. [15] Во всех этих селениях по своей малочисленности мусульмане не имели
законной возможности организовать религиозный приход. Иное соотношение
мусульман и христиан, преимущественно русских и частично чувашей, наблюдалось
в 18 татарских деревнях, в большинстве своём находившихся в этнически
однородных волостях: Чембилеевской (Чембилеи), Шихирданской (Шихирданы,
Полевые Бикшики), Ново-Какерлинской (Новые Какерли, Малая Цильна), Мочалеевской
(Мочалеи), Старо-Студенецкой (Старый Студенец, Старые Тинчали, Новые Тинчали,
Новое Шаймурзино, Мещеряки, Нижний Нарадбаш) и Старо-Тимошкинской (одноимённая
деревня). [16] В этих селениях, также как и в деревнях Большие и Малые
Тарханы, Сюндюковка и Новоиркеево, Чепкас Вольный Стан, расположенных
в этнически неоднородных волостях: Больше-Тархановской (татаро-мордовской),
Сюндюковской (татаро-русской), Энтугановской (татаро-чувашской), доля
православных христиан в 1892-1907 гг. варьировала в пределах 0,1-2,1 %,
и их насчитывалось не более трёх десятков человек. [17] Кроме того,
в Симбирской губернии в конце ХIХ в. были ещё 27 татаро-чувашских селений,
2 татаро-русских, 2 татаро-мордовских и 1 татаро-мордово-чувашское. В
таких деревнях как Большой Сайман (Сызранский уезда), Тойгильдино, Новое
Чекурское, Тиньгаши, Энтуганово, Белая Воложка, Альбусь Сюрбеево (Буинский
уезд), Елховоозёрное, Старое Шаймурзино и Новые Маклауши (Симбирский уезд)
татар-мусульман насчитывалось от 50 до 92 %. В этих селениях за исключением
Новых Маклауш, где жила мордва, соседями татар-мусульман были чуваши.
[18] По данным
дореволюционной статистики общая численность татар-мусульман Симбирской
губернии в 1859-1915 гг. выросла в 2,3 раза. Доля сельского населения
за это время снизилась с 98,7 до 95,3 %, а доля городского населения выросла
на 3,4 %. Если в 1859 г. горожане составляли всего 1,3 %, то к 1915 г.
их стало уже 4,7 %. При этом численность городского населения увеличилась
многократно - в 8,6 раза и достигла к 1915 г. 9374 человек. Весьма интенсивно
численность городского населения среди татар-мусульман стала расти в 80-х
гг. XIX - начале ХХ века. Если в промежутке 1859-1882 гг. доля горожан
выросла всего на 0,2 %, то затем только за 1882-1884 гг. она увеличилась
на 0,7 %, а к 1897 г. за 13 лет на 0,9 %. К 1859 г.
татары-мусульмане жили во всех городах губернии, "но более всего",
отмечалось в Списке населённых мест, в Буинске и Симбирске. [21] В обоих
городах в это время находилось 95,3 % всех горожан татар-мусульман. На
протяжении второй половины XIX - начала ХХ в. наблюдалась устойчивая тенденция
снижения доли горожан среди татар в Буинске и Симбирске, и её увеличение
в других городах губернии, особенно в Сызрани и Сенгилее. К 1915 г. доля
татар-мусульман в Буинске и Симбирске понизилась на 6,1 % и составила
89,2 %. В Сызрани их доля выросла на 4,8 % и достигла 7,7 %, а в Сенгилее
доля татар-мусульман равнялась 2,4 %. К этому времени в названных городах
находилось 99,3 % всего городского населения татар-мусульман. В общей структуре
городского населения Симбирской губернии доля татар-мусульман оставалась
весьма незначительной, хотя и увеличилась в 1859-1915 гг. на 2,4 %. К
1915 г. среди горожан губернии татар-мусульман было всего 3,9 %. В Карсуне,
Курмыше, Ардатове и Алатыре их было не более 1 %, а в некоторых городах
меньше и 0,1 %. Редко численность татар-мусульман составляла более двух
десятков человек и на всём протяжении 1859-1915 гг. она практически не
росла. Скорее для неё были характерны периодические колебания. Только
в Алатыре в 1897-1915 гг. в сравнении с предшествующими годами наметилась
тенденция роста численности татар-мусульман. Самой представительной частью
татарского городского населения Симбирской губернии, несмотря на все перемены,
оставались мусульмане г. Буинска, где в 1859-1915 гг. они составляли 23-36
% всех его жителей. Недаром ещё в 1868 г. офицер генерального штаба А.И.
Липинский характеризовал этот город следующим образом: "Дома в Буинске
имеют довольно опрятный вид... и большинство домов устроено на татарский
лад, почему Буинск носит вид хорошей татарской деревни". [22] Среди
всех городов губернии к началу XX в. только в Буинске, Симбирске и Сызрани
появились официально зарегистрированные религиозные приходы (махалля)
татар-мусульман. [23] Сведения о
численности крещёных татар, переходивших в XIX столетии в мусульманскую
веру, содержатся в различных письменных источниках. В основном - это архивные
материалы, позволяющие проследить численность "отпавших" крещёных
татар на протяжении второй половины XIX - начала ХХ вв. Кроме того, некоторые
сведения об их числе приведены в справочных изданиях, а также в ряде дореволюционных
работ, посвящённых описанию Симбирской губернии, миссионерской деятельности
православной церкви в Среднем Поволжье и "отступничеству" новокрещен. Сведения названных
источников часто не совпадают. Так, по данным Казанской епархии, приводимых
в работе А.Ф. Можаровского, в Симбирской губернии в 1828-1829 гг. насчитывалось
2667 татар новокрещен. Из них, во время "отступнического" движения
1827 года 135 человек "оставили заблуждение", а 2532 человека
показаны оставшимися в "заблуждении". [24] В то же время администрация
местных сельских приказов определила численность "отпавших"
крещёных татар в 22 селениях Симбирской губернии в 1848 г. всего в 134
человека. [25] Достаточно полно численность крещёных татар отражена в источниках конца 50-х - середины 60-х гг. XIX века. Судя по данным 10 ревизии в 1858 г. крещёные татары проживали в 59 деревнях, преимущественно расположенных в Буинском и Симбирском уездах. В это время их насчитывалось 2586 человек - почти ровно столько же, сколько в 1828-1829 гг. [26] При этом, правда, необходимо учесть, что ранее по указу от 1 января 1851 г. была образована Самарская губерния с отчислением в её состав от Симбирской губернии городов Самара и Ставрополь со всеми уездами, [27] где также проживали крещёные татары. Надо полагать, что в 1858 г. были учтены крещёные татары, населявшие уже "новую" Симбирскую губернию. В клировых ведомостях Симбирской епархии за 1864 г. числилось 2663 крещёных татарина. [28] По источникам
известно, что в 1866-1868 гг. крещёные татары 34 деревень и г. Буинска
ходатайствовали императору о разрешении перехода в ислам. Исходя из данных
10 ревизии и клировых ведомостей численность участников движения, можно
определить по первым в 2230 человек (86,2 %) и по вторым в 2207 человек
(82,8 %). [29] Сравнение данных 10 ревизии и клировых ведомостей показывает,
что они практически не отличаются. Несколько завышенные цифры о числе
"отпавших" крещёных татар на середину 60-х гг. XIX в. привёл
офицер генштаба А.И. Липинский. По его мнению, их "можно положить
не более 5000 человек". [30] В 70-80-е
гг. XIX в. численность "отпавших" крещёных татар Симбирской
губернии слабо отражена в письменных источниках. Так, в клировых ведомостях
за 1871 г. приведена численность крещёных татар только по 23 селениям,
и она составляет 1273 человека. [31] В этом же источнике за 1872-1873
и 1876 годы указана численность всего по 13 селениям. Совсем недостоверные
сведения приводятся в памятных книжках. Например, в книжке за 1876 г.
по Буинскому уезду "отпавших" крещёных татар насчитывалось всего
68 человек, а за 1877 г. - 60 человек. [32] Только в издании за 1887 г.
были приведены относительно близкие к истине данные о числе "отпавших"
в Симбирской губернии. На этот момент составители сборника указали 2032
человека. [33] С середины
60-х к концу 90-х гг. XIX в. численность "нелегальных" мусульман
заметно выросла. Об этом позволяют говорить материалы статистических сведений
о числе крещёных татар по волостям Симбирской губернии за 1892 год и посемейных
списков "отпавших" крещёных татар за 1886-1895 гг., представленные
волостными правлениями в Симбирскую духовную консисторию в связи с расследованием
обстоятельств подачи прошений в 1896 г. [34] В сведениях
о числе "отпавших" крещёных татар в посемейных списках и статистических
материалах 1892 г. имеются некоторые расхождения. Так, по посемейным спискам
их численность составила 2916 человек в 34-х селениях и г. Буинске, а
в сведениях за 1892 г. - 3305 человек в 30-ти деревнях губернии. Кроме
того, в статистических материалах были обнаружены ценные данные о числе
"отпавших" тех селений, которые не участвовали в движении 1896
г. и соответственно о них не было сведений в посемейных списках. Это касается
крещёных татар деревень Бюрганы, Чичканово, Татарские Шуруты, Большое
Рыбушкино, Утямышево, Сюндюковка, Старые Алгаши и Старое Дуваново. Некоторые
сведения 1892 г. вызывают сомнения в достоверности. Во-первых, численность
"отпавших" в ряде деревень значительно превышает аналогичную
не только за 1896 г., но также за 1905-1906 гг. Это относится к данным
о числе "отпавших" в селениях: Старое Дуваново (1906 - 109 ч.,
1892 - 154 ч.), Чепкас Ильметьево (1896 - 49 ч., 1892 - 94 ч.), Энтуганово
(1896 г. - 9 ч., 1892 - 112 ч.), Елховоозёрной (1896 г. - 79 ч., 1906
г. - 95 ч., 1892 г. - 131 ч.) и Большие Тарханы (1896 г. - 145 ч., 1906
г. - 190 ч., 1892 г. - 204 ч.). [35] Во всех остальных случаях сравнение
посемейных списков со сведениями 1892 г. выявило незначительные расхождения
цифровых данных, варьируемых в пределах 1-10 человек. Во-вторых, достоверность
сведений в посемейных списках за 1896 и 1906 годы устанавливается путём
сличения имён и фамилий крещёных татар, перешедших в ислам. Поэтому в
расчётах их численности на конец XIX века были взяты за основу сведения
посемейных списков 1886-1895 годов. К ним могут быть добавлены сведения
статистических данных 1892 г. по селениям Бюрганы (1892 г. - 267 ч., 1906
г. - 332 ч.), Татарские Шуруты (1892 г. - 9 ч., 1906 г. - 8 ч.), Чичканово
(1892 г. - 127 ч., 1906 г. - 162 ч.), Сюндюковка (1892 г. - 73 ч., 1906
г. - 85 ч.), Утямышево (1892 г. - 22 ч., 1906 г. - 21 ч.), и Большое Рыбушкино
(1892 г. - 11 ч., 1906 г. - 19 ч.), в которых численность "отпавших"
крещёных татар, за редким исключением, незначительно превышает число легализовавшихся
мусульман-неофитов в 1905-1907 гг. [36] В этом случае их общая численность
на 1896 г. составит 3433 человека. И за 38 лет, с 1858 по 1896 год численность
"нелегальных" мусульман выросла в 1,5 раза и увеличилось на
1203 человека. В последующие
годы численность "отпавших" крещёных татар Симбирской губернии
продолжала расти. По разным данным на начало XX века в среднем её можно
определить в 4,5 тысячи человек. По сохранившимся посемейным спискам в
1905-1906 гг. были исключены из православия и приписаны к мусульманским
приходам 4207 человек, населявших 41 деревню и г. Буинск. [37] По сведениям
Симбирской духовной консистории к 1907 г. были исключены из православия
4601 крещёных татар. [38] По другим данным в Симбирской губернии с 17
июля 1905 по 1 января 1910 гг. в ислам перешло 4360 крещёных татар. [39] В составе
Волго-Уральского региона наибольшее число легализовавшихся "отпавших"
крещёных татар приходилось на Казанскую губернию (78 %). В Уфимской и
Симбирской губерниях этот показатель составил 9 и 8,7 % - больше чем в
Пензенской, Оренбургской, Вятской, Самарской, Саратовской, Нижегородской,
Тамбовской, Астраханской и Рязанской губерниях вместе взятых. В них общая
численность крещёных татар, перешедших в ислам, не превышала 4,3 %. [40]
Таким образом, в Симбирской губернии среди крещёных татар-мишарей было
больше всего "отпавших", исключённых из православной веры. В XIX - начале
ХХ века "отпавшие" крещёные татары населяли практически все
уезды Симбирской губернии, за исключением Карсунского и Алатырского уездов.
Судя по документам, география "отпадений" охватывала 58 селений,
не считая тех, где с 40-х гг. XIX в. проживали крещёные татары, переселенные
властями. Они были расселены в трёх селах Ардатовского уезда и по одному
селу в Сызранском и Сенгелеевском уездах. Часть "отпавших" крещёных
татар была переведена в шесть сёл с православным населением в Буинском
и Симбирском уездах. Вместе с ними "отпавшие" крещёные татары
населяли 69 деревень. Наибольшее
число всех селений с "нелегальными" мусульманами приходилось
на Буинский уезд. "Отпавшие" проживали в 43-х селениях, расположенных
в 15-ти волостях из 19-ти, существовавших в уезде. Из всех 58
селений, 17 находились в пяти волостях Буинского уезда, населённых исключительно
татарами-мусульманами, проживавшими в 33 деревнях. Тем самым, в каждом
втором селении их соседями были "отпавшие" крещёные татары.
Другие 34 селения были расположены в волостях с неоднородным этническим
составом населения, и "отпавшие" наряду с "легальными"
мусульманами жили совместно с чувашами, реже с мордвой и русскими. Только
в четырёх деревнях - Черепаново и Чикилдым в Буинской волости, Буинка
в Рунгинской волости и Сорока Сайдаки в Тимбаевской волости - "отпавшие"
крещёные татары жили отдельно от татар-мусульман. [41] Неравномерное
расселение "отпавших" прослеживается также в соотношении их
численности по уездам и волостям Симбирской губернии. По данным духовной
консистории в начале XX в. из 4601 человек 3509 татар (76,26 %) проживали
в Буинском уезде. В Симбирском уезде находилось 1020 человек (22,16 %),
и 1,58 % "отпавших" крещёных татар приходилось на Сенгилеевский,
Курмышский, Ардатовский и Сызранский уезды. [42] Две трети
(62,15 %) всех нелегальных мусульман Симбирской губернии были сосредоточены
всего в 4-х волостях Буинского и Симбирского уездов, образующих два густо
населённых района - Шемуршино-Энтугановский и Сюндюково-Бурундуковский.
В каждой из названных волостей доля "отпавших" крещёных татар
варьировала в пределах 12,8-18,15 %, и всего здесь находилось 2567 человек,
проживавших в 19-ти. [43] В других 11
волостях Буинского и Симбирского уездов в 28 селениях доля "отпавших"
крещёных татар составляла 35,37 % (1461 человек) и варьировала в пределах
0,1-7,05 %. [44] Их численность плавно снижалась от Рунгинской волости
(7,05 %) до Ново-Какерлинской волости (0,1 %). Крещёные чуваши
и чуваши-язычники, принявшие ислам, населяли всего 16 деревень. Большинство
из них находилось в Буинском уезде: Чепкас Ильметьево, Старое Чекурское,
Большая Акса, Новое Дуваново, Сиушево, Трёх-Болтаево, Энтуганово, Альшихово,
Тиньгаши, Чикилдым и Буинка. В Симбирском уезде чуваши-мусульмане жили
в трёх селениях: Старое Шаймурзино, Елховоозёрное и Новоиркеево. А в д.
Три Избы Шемурши и Новые Алгаши чувашское население, хотя и было склонно
к отпадению в ислам, но всё же осталось в православной вере. [45] Кроме чувашских
деревень Новые Алгаши и Чепкас Ильметьево во всех остальных чуваши жили
вместе с "отпавшими" крещёными татарами и татарами-мусульманами.
Причём, все эти селения находились в этнически неоднородных татаро-чувашских
волостях. [46] Таким образом, обычно переходы чувашей в мусульманскую
веру происходили там, где они жили в тесном соседстве с татарами. На эту
же особенность расселения чувашей-мусульман указывают и другие исследователи.
[47] В Симбирской губернии чуваши-мусульмане не образовывали компактной
территории расселения и представляли небольшие вкрапления среди "отпавших"
крещёных татар и татар-мусульман. Определение
численности чувашей-мусульман Симбирской губернии во второй половине XIX
- начале ХХ века затрудняется состоянием письменных источниках, в которых
не всегда указывалась численность перешедших в ислам чувашей. Православный
священник К. Прокопьев в начале ХХ в. писал, что д. Буинка к этому времени
"отатарилась вся целиком". [50] По данным Х ревизии в 1858 г.
в этом селении было 13 крещёных чувашей и 92 крещёных татарина. [51] По
клировым ведомостям 1864 года здесь насчитывалось 65 крещёных татар, [52]
то есть их было больше чем крещёных чувашей в 5-7 раз. В посемейных списках
"отпавших" крещёных татар за 1894 и 1905 год было указано, что
чуваши-мусульмане растворились среди татар-мусульман, и поэтому определить
их численность не представляется возможным. Вероятно, по этой же причине
в источниках не говорится о численности перешедших в ислам чувашей селений
Трёх-Болтаево, Елховоозёрное, Чикилдым и Альшихово. Противоречивы
сведения источников о численности крещёных чувашей д. Старое Чекурское,
принявших мусульманскую веру. В посемейном списке за 1894 г., как следует
из рапорта Городищенского волостного правления, крещёные татары д. Старое
Чекурское по Х ревизии значились крещёными чувашами. [53] В то же время
по метрическим свидетельствам, представленных священником А. Баратынским
в 1867 г. и сведениям Безднинского и Чукальского волостных правлений за
тот же год эти крещёные чуваши названы старокрещеными татарами. [54] По
клировым ведомостям 1864 г. в этом селении было 35 крещёных татар. [55]
В ревизских сказках 1858 г. здесь насчитывалось 236 душ мужского пола
крещёных чувашей и 18 душ мужского пола крещёных татар. [56] Священник
старошаймурзинской церковно-приходской школы сообщал в 1915 г., что в
1860-1865 гг. чуваши д. Старое Чекурское перешли в ислам. А в 1905-1907
гг. 13 чувашских дворов стали открыто исполнять обряды мусульманской веры.
[57] Таким образом, по сведениям источников 60-х гг. XIX в. "отпавшими"
в ислам были крещёные татары, а по данным 90-х гг. XIX - начала XX века
это были крещёные чуваши. На всем протяжении
второй половины XIX - начала ХХ века изменение численности чувашей-мусульман
прослеживается только в селениях Чепкас Ильметьево и Старое Шаймурзино.
В 1866-1868 гг. в д. Чепкас Ильметьево было 33 чуваша-мусульманина. [58]
По посемейным спискам 1892 г. их стало уже 46 человек. [59] К 1905 г.
их численность выросла до 59 человек. [60] В д. Старое Шаймурзино в 1857
г. чувашей-мусульман насчитывалось 45 человек. [61] В последующие годы
их численность постоянно росла: в 1866-1868 гг. - 22 человека, по посемейным
спискам 1893 г. - 62 человека и в 1905 г. - 87 человек. [62] Кроме того,
в этом селении ещё в 1839 г. появилась группа чувашей (61 человек), принявших
мусульманскую веру. [63] Но, по источникам конца XIX - начала ХХ века
их судьба не прослеживаются. Так, в посемейных списках "отпавших"
крещёных татар и чувашей, легализовавшихся в 1905 г. они обнаружены не
были. Относительно
полные данные о численности чувашей-мусульман Симбирской губернии представлены
в источниках конца XIX - начала ХХ века. В 1896 г. по посемейным спискам
в шести селениях (Чепкас Ильметьево - 46 человек, Старое Чекурское - 57,
Старое Шаймурзино - 62, Большая Акса - 58, Новое Дуваново - 16, Энтуаганово
- 9) насчитывалось 248 чувашей-мусульман (126 мужчин и 122 женщины). [64]
К началу первой русской революции численность чувашей-мусульман выросла
в два раза. По посемейным спискам 1905-1906 гг. в семи деревнях губернии
(Чепкас Ильметьево - 59, Старое Чекурское - 48, Старое Шаймурзино - 87,
Большая Акса - 56, Новое Дуваново - 20, Сиушево - 285, Тиньгаши - 7) их
было выявлено 554 человека (283 мужчин и 271 женщин), [65] по данным волостных
правлений в Симбирской губернии в 1911 г. насчитывалось 483 чуваша-мусульманина.
[66] Надо полагать, что в действительности во второй половине XIX - начале
XX века чувашей-мусульман Симбирской губернии было несколько больше, чем
указано в источниках. Возможно, их численность в это время составляла
600-800 человек. В целом мусульмане Симбирской губернии являлись самой заметной нехристианской группой населения. Ее формирование приходится на вторую половину XVI - начало XVIII века. В XIX в. в нее вошли часть крещеных татар, православных чувашей и чувашей-язычников. Особенности расселения мусульман определялось общим процессом колонизации края, связанного со строительством Карсунской и Симбирской засечных черт. Как и прочие нерусские народы, татары-мусульмане не представляли численного большинства ни в одном из уездов губернии. Преимущественно они были сосредоточены в Буинском, Симбирском и Курмышском уездах. Во многих селениях мусульмане проживали в соседстве с православным населением - чувашами, русскими и мордвой. Доля горожан среди мусульман оставалась незначительной и основная часть мусульманского населения к началу XX в. проживала в сельской местности. ________________ ПРИМЕЧАНИЕ [1] Возникновение
некоторых селений Симбирской губернии - Верхний Нардбаш и Старые Тинчали,
расположенных в Буинском уезде, относится к периоду Казанского ханства
(Ахмадуллин Ш.А. Буинск: страницы истории. - Казань, 1991, с. 9). |