Расселение и численность мусульман Симбирского края
во второй половине XIX - начале XX вв.

Заселение татарами-мусульманами территории Симбирской губернии традиционно связывается с колонизацией Среднего Поволжья, [1] начавшейся во второй половине XVI века после присоединения региона к Русскому государству. Активное освоение края начинается позже в XVII веке. В это время появляются селения служилых татар-мишарей, прибывавших из западных районов России, задействованных в строительстве засечных черт и несении воинской службы. [2] Наряду с ними в XVII в. территория Симбирской губернии интенсивно заселяется чувашами, мордвой и особенно русскими, [3] составившими к концу XIX в. 68,3 % всех её жителей.

Во второй половине XIX - начале ХХ века татары-мусульмане населяли все уезды Симбирской губернии. Правда, ни в одном из них они, как и прочие нерусские народности, не представляли численного большинства. В Карсунском, Сенгилеевском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах их доля от общей численности населения не превышала 5 %. В Симбирском и Курмышском уездах их было несколько больше - 9-17 %. Только в Буинском уезде - самом "инородческом" в губернии - татары-мусульмане являлись заметной группой, составляя треть всего населения. На протяжении XIX - начала ХХ века общий удельный вес татар-мусульман в структуре населения Симбирской губернии постоянно увеличивался. С 6,6 % в 1833 г. он вырос до 9,5 % в 1911 г.

Чуть менее половины - 48 % всех татар-мусульман Симбирской губернии проживало в Буинском уезде. Здесь, чересполосно с чувашами, русскими, мордвой, татары-мусульмане населяли 16 волостей из 19. К 1911 г. по данным подворной переписи в пределах пяти этнически однородных волостей (Дрожжановской, Мочалеевской, Ново-Какерлинской, Старо-Студенецкой, Шихирданской) находилось 66,4 % (54.528 человек) всех татар-мусульман Буинского уезда. [4] Они населяли 36 деревень, и в среднем на каждое селение приходилось 1,5 тысячи татар. Первые три волости из пяти указанных выше были сопредельными и образовывали компактную территорию расселения. [5] В остальных 11 волостях Буинского уезда соседями татар-мусульман были православные христиане, преимущественно чуваши, составлявшие 41,3 % от всего населения, а также русские и мордва. К 1911 г. в этих волостях татары-мусульмане в числе 27,5 тысяч человек населяли 54 деревни, и в среднем на каждую из них приходилось 510 жителей. [6]

Пятьдесят два процента татар-мусульман Симбирской губернии, не образуя компактной и сплошной территории расселения, проживали в остальных семи уездах. При этом 23-20,5 % приходилось на Курмышский уезд и 13-15,1 % на Симбирский уезд. Самые крупные татарские селения губернии находились в Курмышском уезде, в котором к 1911 г. проживало 35 тысяч татар-мусульман, населявших 10 деревень в Петряксинской и Чембилеевской волостях. Таким образом, в среднем в каждом селении проживало 3,5 тысячи человек. [7] В Симбирском уезде татары-мусульмане населяли семь волостей, находившихся в его северной части и примыкавших к волостям Буинского уезда. Особенно плотно они расселились в Больше-Цильнинской, Сюндюковской и Больше-Тархановской волостях. В 1911 г. их численность в 20 селениях уезда составила 25.818 человек, и в среднем в одной деревне был 1291 житель. [8]

В Сенгилеевском, Карсунском, Сызранском, Ардатовском и Алатырском уездах в XIX - начале XX века проживало всего 15,7-18,3 % татар-мусульман Симбирской губернии, населявших 13 деревень. На каждую в 1911 г. в среднем приходилось 2149 человек. Деревни татар-мусульман в этих уездах утопали в сплошной массе православного населения, преимущественно русского.

В целом по данным подворной переписи в Симбирской губернии в 1910-1911 гг. татары-мусульмане в числе 171162 человек проживали в 136 селениях, и в среднем на каждое приходилось 1258 человек. Среди чувашей этот показатель составил 609 человек (198512 человек в 326 селениях), а у мордвы он равнялся 1415 (236.548 человек в 163 селениях) и был несколько выше, чем у татар-мусульман. [9]
Как показывают исследования, размеры татарских деревень формировались под влиянием различных обстоятельств: географических, экономических, социальных, этнических и политических. [10] Так, у татар-мишарей в сравнении с другими народами Среднего Поволжья селения были особенно крупными. [11] Такая же картина наблюдалась и в Казанской губернии, где проживала этническая группа казанских татар. [12]

Уезды, волости, а также селения Симбирской губернии отличались пёстрым этническим и конфессиональным составом населения. В конце XIX - начале ХХ века в губернии существовало 58 селений, в которых совместно проживали татары-мусульмане, православные русские, чуваши и мордва. Их численное соотношение в отдельно взятой деревни нередко зависело от того, в какой волости они располагались - чисто русской, татарской, чувашской или в этнически смешанной.

В Симбирском уезде в селениях Сиуч (Сивуч), Карлинское, Юшанское, Уренская Капышовка, Погребовские Выселки, располагавшихся в этнически "русских" Тагаевской, Языковской, Тетюшской, Сельдинской и Ново-Никулинской [13] волостях, татар-мусульман в 1892-1907 гг. насчитывалось чуть более трёх десятков человек. При этом их доля от общей численности жителей составляла всего 0,7-5,2 %. Такое же соотношение мусульманского и православного населения наблюдалось в пяти чувашских селениях Буинского уезда: Три Избы Шемурши, Чепкас Ильметьево (Шемуршинская волость), Малые Убеи, Чувашский Дрожжаный Куст (Убеевская волость) и Новое Бахтиярово (Больше-Батыревская волость). Доля татар-мусульман в этих селениях во второй половине XIX - начале ХХ в. составляла 1,3-4 %, а численность не превышала трёх десятков человек. [14] Незначительное число татар-мусульман (менее трёх десятков) проживало в мордово-чувашском с. Большое Батырево и русско-чувашском с. Убеи. В этих селениях в середине XIX - начале ХХ в. их доля равнялась 0,3-3,0 %. [15] Во всех этих селениях по своей малочисленности мусульмане не имели законной возможности организовать религиозный приход.

Иное соотношение мусульман и христиан, преимущественно русских и частично чувашей, наблюдалось в 18 татарских деревнях, в большинстве своём находившихся в этнически однородных волостях: Чембилеевской (Чембилеи), Шихирданской (Шихирданы, Полевые Бикшики), Ново-Какерлинской (Новые Какерли, Малая Цильна), Мочалеевской (Мочалеи), Старо-Студенецкой (Старый Студенец, Старые Тинчали, Новые Тинчали, Новое Шаймурзино, Мещеряки, Нижний Нарадбаш) и Старо-Тимошкинской (одноимённая деревня). [16] В этих селениях, также как и в деревнях Большие и Малые Тарханы, Сюндюковка и Новоиркеево, Чепкас Вольный Стан, расположенных в этнически неоднородных волостях: Больше-Тархановской (татаро-мордовской), Сюндюковской (татаро-русской), Энтугановской (татаро-чувашской), доля православных христиан в 1892-1907 гг. варьировала в пределах 0,1-2,1 %, и их насчитывалось не более трёх десятков человек. [17]

Кроме того, в Симбирской губернии в конце ХIХ в. были ещё 27 татаро-чувашских селений, 2 татаро-русских, 2 татаро-мордовских и 1 татаро-мордово-чувашское. В таких деревнях как Большой Сайман (Сызранский уезда), Тойгильдино, Новое Чекурское, Тиньгаши, Энтуганово, Белая Воложка, Альбусь Сюрбеево (Буинский уезд), Елховоозёрное, Старое Шаймурзино и Новые Маклауши (Симбирский уезд) татар-мусульман насчитывалось от 50 до 92 %. В этих селениях за исключением Новых Маклауш, где жила мордва, соседями татар-мусульман были чуваши. [18]
В других 18 селениях татар-мусульман было несколько меньше, чем живших там русских - на хуторе Абушаева и в сельце Екатериновка, мордвы - в д. Возжи, чувашей - в деревнях Богдашкино, Бюрганы, Старое Чекурское, Байдеряково, Именево, Начар-Убеево, Асаново, Ивашкино, Альшихово, Сиушево (Адаев-Тулумбаево), Пимурзино, Старое Дуваново, а также чувашей и мордвы вместе взятых в д. Трёх-Болтаево. Доля татар-мусульман в разные годы середины XIX - начала ХХ в. равнялась 11-49 %. При этом численность татар составляла не менее 50 человек. [19] Правда, были и исключения. Так, в селениях Большая Акса и Новое Чолно Сюрбеево доля татар-мусульман, живших с православными чувашами, не превышала 11 % и колебалась в пределах 5,5-10 %. При этом, в Большой Аксе численность татар-мусульман составила к 1907 г. 155 человек, а в д. Новом Чолно Сюрбеево в 1866-1892 гг. их насчитывалось всего 26 человек. [20]

По данным дореволюционной статистики общая численность татар-мусульман Симбирской губернии в 1859-1915 гг. выросла в 2,3 раза. Доля сельского населения за это время снизилась с 98,7 до 95,3 %, а доля городского населения выросла на 3,4 %. Если в 1859 г. горожане составляли всего 1,3 %, то к 1915 г. их стало уже 4,7 %. При этом численность городского населения увеличилась многократно - в 8,6 раза и достигла к 1915 г. 9374 человек. Весьма интенсивно численность городского населения среди татар-мусульман стала расти в 80-х гг. XIX - начале ХХ века. Если в промежутке 1859-1882 гг. доля горожан выросла всего на 0,2 %, то затем только за 1882-1884 гг. она увеличилась на 0,7 %, а к 1897 г. за 13 лет на 0,9 %.

К 1859 г. татары-мусульмане жили во всех городах губернии, "но более всего", отмечалось в Списке населённых мест, в Буинске и Симбирске. [21] В обоих городах в это время находилось 95,3 % всех горожан татар-мусульман. На протяжении второй половины XIX - начала ХХ в. наблюдалась устойчивая тенденция снижения доли горожан среди татар в Буинске и Симбирске, и её увеличение в других городах губернии, особенно в Сызрани и Сенгилее. К 1915 г. доля татар-мусульман в Буинске и Симбирске понизилась на 6,1 % и составила 89,2 %. В Сызрани их доля выросла на 4,8 % и достигла 7,7 %, а в Сенгилее доля татар-мусульман равнялась 2,4 %. К этому времени в названных городах находилось 99,3 % всего городского населения татар-мусульман.

В общей структуре городского населения Симбирской губернии доля татар-мусульман оставалась весьма незначительной, хотя и увеличилась в 1859-1915 гг. на 2,4 %. К 1915 г. среди горожан губернии татар-мусульман было всего 3,9 %. В Карсуне, Курмыше, Ардатове и Алатыре их было не более 1 %, а в некоторых городах меньше и 0,1 %. Редко численность татар-мусульман составляла более двух десятков человек и на всём протяжении 1859-1915 гг. она практически не росла. Скорее для неё были характерны периодические колебания. Только в Алатыре в 1897-1915 гг. в сравнении с предшествующими годами наметилась тенденция роста численности татар-мусульман. Самой представительной частью татарского городского населения Симбирской губернии, несмотря на все перемены, оставались мусульмане г. Буинска, где в 1859-1915 гг. они составляли 23-36 % всех его жителей. Недаром ещё в 1868 г. офицер генерального штаба А.И. Липинский характеризовал этот город следующим образом: "Дома в Буинске имеют довольно опрятный вид... и большинство домов устроено на татарский лад, почему Буинск носит вид хорошей татарской деревни". [22] Среди всех городов губернии к началу XX в. только в Буинске, Симбирске и Сызрани появились официально зарегистрированные религиозные приходы (махалля) татар-мусульман. [23]

Сведения о численности крещёных татар, переходивших в XIX столетии в мусульманскую веру, содержатся в различных письменных источниках. В основном - это архивные материалы, позволяющие проследить численность "отпавших" крещёных татар на протяжении второй половины XIX - начала ХХ вв. Кроме того, некоторые сведения об их числе приведены в справочных изданиях, а также в ряде дореволюционных работ, посвящённых описанию Симбирской губернии, миссионерской деятельности православной церкви в Среднем Поволжье и "отступничеству" новокрещен.

Сведения названных источников часто не совпадают. Так, по данным Казанской епархии, приводимых в работе А.Ф. Можаровского, в Симбирской губернии в 1828-1829 гг. насчитывалось 2667 татар новокрещен. Из них, во время "отступнического" движения 1827 года 135 человек "оставили заблуждение", а 2532 человека показаны оставшимися в "заблуждении". [24] В то же время администрация местных сельских приказов определила численность "отпавших" крещёных татар в 22 селениях Симбирской губернии в 1848 г. всего в 134 человека. [25]

Достаточно полно численность крещёных татар отражена в источниках конца 50-х - середины 60-х гг. XIX века. Судя по данным 10 ревизии в 1858 г. крещёные татары проживали в 59 деревнях, преимущественно расположенных в Буинском и Симбирском уездах. В это время их насчитывалось 2586 человек - почти ровно столько же, сколько в 1828-1829 гг. [26] При этом, правда, необходимо учесть, что ранее по указу от 1 января 1851 г. была образована Самарская губерния с отчислением в её состав от Симбирской губернии городов Самара и Ставрополь со всеми уездами, [27] где также проживали крещёные татары. Надо полагать, что в 1858 г. были учтены крещёные татары, населявшие уже "новую" Симбирскую губернию. В клировых ведомостях Симбирской епархии за 1864 г. числилось 2663 крещёных татарина. [28]

По источникам известно, что в 1866-1868 гг. крещёные татары 34 деревень и г. Буинска ходатайствовали императору о разрешении перехода в ислам. Исходя из данных 10 ревизии и клировых ведомостей численность участников движения, можно определить по первым в 2230 человек (86,2 %) и по вторым в 2207 человек (82,8 %). [29] Сравнение данных 10 ревизии и клировых ведомостей показывает, что они практически не отличаются. Несколько завышенные цифры о числе "отпавших" крещёных татар на середину 60-х гг. XIX в. привёл офицер генштаба А.И. Липинский. По его мнению, их "можно положить не более 5000 человек". [30]

В 70-80-е гг. XIX в. численность "отпавших" крещёных татар Симбирской губернии слабо отражена в письменных источниках. Так, в клировых ведомостях за 1871 г. приведена численность крещёных татар только по 23 селениям, и она составляет 1273 человека. [31] В этом же источнике за 1872-1873 и 1876 годы указана численность всего по 13 селениям. Совсем недостоверные сведения приводятся в памятных книжках. Например, в книжке за 1876 г. по Буинскому уезду "отпавших" крещёных татар насчитывалось всего 68 человек, а за 1877 г. - 60 человек. [32] Только в издании за 1887 г. были приведены относительно близкие к истине данные о числе "отпавших" в Симбирской губернии. На этот момент составители сборника указали 2032 человека. [33]

С середины 60-х к концу 90-х гг. XIX в. численность "нелегальных" мусульман заметно выросла. Об этом позволяют говорить материалы статистических сведений о числе крещёных татар по волостям Симбирской губернии за 1892 год и посемейных списков "отпавших" крещёных татар за 1886-1895 гг., представленные волостными правлениями в Симбирскую духовную консисторию в связи с расследованием обстоятельств подачи прошений в 1896 г. [34]

В сведениях о числе "отпавших" крещёных татар в посемейных списках и статистических материалах 1892 г. имеются некоторые расхождения. Так, по посемейным спискам их численность составила 2916 человек в 34-х селениях и г. Буинске, а в сведениях за 1892 г. - 3305 человек в 30-ти деревнях губернии. Кроме того, в статистических материалах были обнаружены ценные данные о числе "отпавших" тех селений, которые не участвовали в движении 1896 г. и соответственно о них не было сведений в посемейных списках. Это касается крещёных татар деревень Бюрганы, Чичканово, Татарские Шуруты, Большое Рыбушкино, Утямышево, Сюндюковка, Старые Алгаши и Старое Дуваново. Некоторые сведения 1892 г. вызывают сомнения в достоверности. Во-первых, численность "отпавших" в ряде деревень значительно превышает аналогичную не только за 1896 г., но также за 1905-1906 гг. Это относится к данным о числе "отпавших" в селениях: Старое Дуваново (1906 - 109 ч., 1892 - 154 ч.), Чепкас Ильметьево (1896 - 49 ч., 1892 - 94 ч.), Энтуганово (1896 г. - 9 ч., 1892 - 112 ч.), Елховоозёрной (1896 г. - 79 ч., 1906 г. - 95 ч., 1892 г. - 131 ч.) и Большие Тарханы (1896 г. - 145 ч., 1906 г. - 190 ч., 1892 г. - 204 ч.). [35] Во всех остальных случаях сравнение посемейных списков со сведениями 1892 г. выявило незначительные расхождения цифровых данных, варьируемых в пределах 1-10 человек. Во-вторых, достоверность сведений в посемейных списках за 1896 и 1906 годы устанавливается путём сличения имён и фамилий крещёных татар, перешедших в ислам. Поэтому в расчётах их численности на конец XIX века были взяты за основу сведения посемейных списков 1886-1895 годов. К ним могут быть добавлены сведения статистических данных 1892 г. по селениям Бюрганы (1892 г. - 267 ч., 1906 г. - 332 ч.), Татарские Шуруты (1892 г. - 9 ч., 1906 г. - 8 ч.), Чичканово (1892 г. - 127 ч., 1906 г. - 162 ч.), Сюндюковка (1892 г. - 73 ч., 1906 г. - 85 ч.), Утямышево (1892 г. - 22 ч., 1906 г. - 21 ч.), и Большое Рыбушкино (1892 г. - 11 ч., 1906 г. - 19 ч.), в которых численность "отпавших" крещёных татар, за редким исключением, незначительно превышает число легализовавшихся мусульман-неофитов в 1905-1907 гг. [36] В этом случае их общая численность на 1896 г. составит 3433 человека. И за 38 лет, с 1858 по 1896 год численность "нелегальных" мусульман выросла в 1,5 раза и увеличилось на 1203 человека.

В последующие годы численность "отпавших" крещёных татар Симбирской губернии продолжала расти. По разным данным на начало XX века в среднем её можно определить в 4,5 тысячи человек. По сохранившимся посемейным спискам в 1905-1906 гг. были исключены из православия и приписаны к мусульманским приходам 4207 человек, населявших 41 деревню и г. Буинск. [37] По сведениям Симбирской духовной консистории к 1907 г. были исключены из православия 4601 крещёных татар. [38] По другим данным в Симбирской губернии с 17 июля 1905 по 1 января 1910 гг. в ислам перешло 4360 крещёных татар. [39]

В составе Волго-Уральского региона наибольшее число легализовавшихся "отпавших" крещёных татар приходилось на Казанскую губернию (78 %). В Уфимской и Симбирской губерниях этот показатель составил 9 и 8,7 % - больше чем в Пензенской, Оренбургской, Вятской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Тамбовской, Астраханской и Рязанской губерниях вместе взятых. В них общая численность крещёных татар, перешедших в ислам, не превышала 4,3 %. [40] Таким образом, в Симбирской губернии среди крещёных татар-мишарей было больше всего "отпавших", исключённых из православной веры.

В XIX - начале ХХ века "отпавшие" крещёные татары населяли практически все уезды Симбирской губернии, за исключением Карсунского и Алатырского уездов. Судя по документам, география "отпадений" охватывала 58 селений, не считая тех, где с 40-х гг. XIX в. проживали крещёные татары, переселенные властями. Они были расселены в трёх селах Ардатовского уезда и по одному селу в Сызранском и Сенгелеевском уездах. Часть "отпавших" крещёных татар была переведена в шесть сёл с православным населением в Буинском и Симбирском уездах. Вместе с ними "отпавшие" крещёные татары населяли 69 деревень.

Наибольшее число всех селений с "нелегальными" мусульманами приходилось на Буинский уезд. "Отпавшие" проживали в 43-х селениях, расположенных в 15-ти волостях из 19-ти, существовавших в уезде.

Из всех 58 селений, 17 находились в пяти волостях Буинского уезда, населённых исключительно татарами-мусульманами, проживавшими в 33 деревнях. Тем самым, в каждом втором селении их соседями были "отпавшие" крещёные татары. Другие 34 селения были расположены в волостях с неоднородным этническим составом населения, и "отпавшие" наряду с "легальными" мусульманами жили совместно с чувашами, реже с мордвой и русскими. Только в четырёх деревнях - Черепаново и Чикилдым в Буинской волости, Буинка в Рунгинской волости и Сорока Сайдаки в Тимбаевской волости - "отпавшие" крещёные татары жили отдельно от татар-мусульман. [41]

Неравномерное расселение "отпавших" прослеживается также в соотношении их численности по уездам и волостям Симбирской губернии. По данным духовной консистории в начале XX в. из 4601 человек 3509 татар (76,26 %) проживали в Буинском уезде. В Симбирском уезде находилось 1020 человек (22,16 %), и 1,58 % "отпавших" крещёных татар приходилось на Сенгилеевский, Курмышский, Ардатовский и Сызранский уезды. [42]

Две трети (62,15 %) всех нелегальных мусульман Симбирской губернии были сосредоточены всего в 4-х волостях Буинского и Симбирского уездов, образующих два густо населённых района - Шемуршино-Энтугановский и Сюндюково-Бурундуковский. В каждой из названных волостей доля "отпавших" крещёных татар варьировала в пределах 12,8-18,15 %, и всего здесь находилось 2567 человек, проживавших в 19-ти. [43]

В других 11 волостях Буинского и Симбирского уездов в 28 селениях доля "отпавших" крещёных татар составляла 35,37 % (1461 человек) и варьировала в пределах 0,1-7,05 %. [44] Их численность плавно снижалась от Рунгинской волости (7,05 %) до Ново-Какерлинской волости (0,1 %).
В целом в конце XIX - начале XX вв. общая численность "отпавших" крещёных татар не превышала пяти тысяч человек, и в десятки раз была меньше численности татар-мусульман.

Крещёные чуваши и чуваши-язычники, принявшие ислам, населяли всего 16 деревень. Большинство из них находилось в Буинском уезде: Чепкас Ильметьево, Старое Чекурское, Большая Акса, Новое Дуваново, Сиушево, Трёх-Болтаево, Энтуганово, Альшихово, Тиньгаши, Чикилдым и Буинка. В Симбирском уезде чуваши-мусульмане жили в трёх селениях: Старое Шаймурзино, Елховоозёрное и Новоиркеево. А в д. Три Избы Шемурши и Новые Алгаши чувашское население, хотя и было склонно к отпадению в ислам, но всё же осталось в православной вере. [45]

Кроме чувашских деревень Новые Алгаши и Чепкас Ильметьево во всех остальных чуваши жили вместе с "отпавшими" крещёными татарами и татарами-мусульманами. Причём, все эти селения находились в этнически неоднородных татаро-чувашских волостях. [46] Таким образом, обычно переходы чувашей в мусульманскую веру происходили там, где они жили в тесном соседстве с татарами. На эту же особенность расселения чувашей-мусульман указывают и другие исследователи. [47] В Симбирской губернии чуваши-мусульмане не образовывали компактной территории расселения и представляли небольшие вкрапления среди "отпавших" крещёных татар и татар-мусульман.

Определение численности чувашей-мусульман Симбирской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века затрудняется состоянием письменных источниках, в которых не всегда указывалась численность перешедших в ислам чувашей.
По материалам ревизских сказок известно, что в Симбирской губернии в начале XVIII - середине XIX века наблюдалась устойчивая тенденция снижения доли чувашского населения и увеличения татарского, которая связывалась с процессом ассимиляции чувашей среди татар. [48] Буинский и Симбирский уезды с примыкающей к ним территорией Самарской губернии (Самарский и Ставропольский уезды) являлись одним из районов Среднего Поволжья, где с XVIII века около 4 тысяч чувашей проживали вместе с татарами в одних деревнях. Впоследствии они были ассимилированы татарами, и этот процесс завершился к концу XIX века. [49]

Православный священник К. Прокопьев в начале ХХ в. писал, что д. Буинка к этому времени "отатарилась вся целиком". [50] По данным Х ревизии в 1858 г. в этом селении было 13 крещёных чувашей и 92 крещёных татарина. [51] По клировым ведомостям 1864 года здесь насчитывалось 65 крещёных татар, [52] то есть их было больше чем крещёных чувашей в 5-7 раз. В посемейных списках "отпавших" крещёных татар за 1894 и 1905 год было указано, что чуваши-мусульмане растворились среди татар-мусульман, и поэтому определить их численность не представляется возможным. Вероятно, по этой же причине в источниках не говорится о численности перешедших в ислам чувашей селений Трёх-Болтаево, Елховоозёрное, Чикилдым и Альшихово.

Противоречивы сведения источников о численности крещёных чувашей д. Старое Чекурское, принявших мусульманскую веру. В посемейном списке за 1894 г., как следует из рапорта Городищенского волостного правления, крещёные татары д. Старое Чекурское по Х ревизии значились крещёными чувашами. [53] В то же время по метрическим свидетельствам, представленных священником А. Баратынским в 1867 г. и сведениям Безднинского и Чукальского волостных правлений за тот же год эти крещёные чуваши названы старокрещеными татарами. [54] По клировым ведомостям 1864 г. в этом селении было 35 крещёных татар. [55] В ревизских сказках 1858 г. здесь насчитывалось 236 душ мужского пола крещёных чувашей и 18 душ мужского пола крещёных татар. [56] Священник старошаймурзинской церковно-приходской школы сообщал в 1915 г., что в 1860-1865 гг. чуваши д. Старое Чекурское перешли в ислам. А в 1905-1907 гг. 13 чувашских дворов стали открыто исполнять обряды мусульманской веры. [57] Таким образом, по сведениям источников 60-х гг. XIX в. "отпавшими" в ислам были крещёные татары, а по данным 90-х гг. XIX - начала XX века это были крещёные чуваши.

На всем протяжении второй половины XIX - начала ХХ века изменение численности чувашей-мусульман прослеживается только в селениях Чепкас Ильметьево и Старое Шаймурзино. В 1866-1868 гг. в д. Чепкас Ильметьево было 33 чуваша-мусульманина. [58] По посемейным спискам 1892 г. их стало уже 46 человек. [59] К 1905 г. их численность выросла до 59 человек. [60] В д. Старое Шаймурзино в 1857 г. чувашей-мусульман насчитывалось 45 человек. [61] В последующие годы их численность постоянно росла: в 1866-1868 гг. - 22 человека, по посемейным спискам 1893 г. - 62 человека и в 1905 г. - 87 человек. [62] Кроме того, в этом селении ещё в 1839 г. появилась группа чувашей (61 человек), принявших мусульманскую веру. [63] Но, по источникам конца XIX - начала ХХ века их судьба не прослеживаются. Так, в посемейных списках "отпавших" крещёных татар и чувашей, легализовавшихся в 1905 г. они обнаружены не были.

Относительно полные данные о численности чувашей-мусульман Симбирской губернии представлены в источниках конца XIX - начала ХХ века. В 1896 г. по посемейным спискам в шести селениях (Чепкас Ильметьево - 46 человек, Старое Чекурское - 57, Старое Шаймурзино - 62, Большая Акса - 58, Новое Дуваново - 16, Энтуаганово - 9) насчитывалось 248 чувашей-мусульман (126 мужчин и 122 женщины). [64] К началу первой русской революции численность чувашей-мусульман выросла в два раза. По посемейным спискам 1905-1906 гг. в семи деревнях губернии (Чепкас Ильметьево - 59, Старое Чекурское - 48, Старое Шаймурзино - 87, Большая Акса - 56, Новое Дуваново - 20, Сиушево - 285, Тиньгаши - 7) их было выявлено 554 человека (283 мужчин и 271 женщин), [65] по данным волостных правлений в Симбирской губернии в 1911 г. насчитывалось 483 чуваша-мусульманина. [66] Надо полагать, что в действительности во второй половине XIX - начале XX века чувашей-мусульман Симбирской губернии было несколько больше, чем указано в источниках. Возможно, их численность в это время составляла 600-800 человек.

В целом мусульмане Симбирской губернии являлись самой заметной нехристианской группой населения. Ее формирование приходится на вторую половину XVI - начало XVIII века. В XIX в. в нее вошли часть крещеных татар, православных чувашей и чувашей-язычников. Особенности расселения мусульман определялось общим процессом колонизации края, связанного со строительством Карсунской и Симбирской засечных черт. Как и прочие нерусские народы, татары-мусульмане не представляли численного большинства ни в одном из уездов губернии. Преимущественно они были сосредоточены в Буинском, Симбирском и Курмышском уездах. Во многих селениях мусульмане проживали в соседстве с православным населением - чувашами, русскими и мордвой. Доля горожан среди мусульман оставалась незначительной и основная часть мусульманского населения к началу XX в. проживала в сельской местности.

________________

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Возникновение некоторых селений Симбирской губернии - Верхний Нардбаш и Старые Тинчали, расположенных в Буинском уезде, относится к периоду Казанского ханства (Ахмадуллин Ш.А. Буинск: страницы истории. - Казань, 1991, с. 9).
[2] Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Этнографическое исследование - М., 1982, с. 20-25; Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). - Казань, 1993, с. 107-108.
[3] Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. - Чебоксары, 1988. - Ч. 3. - С. 37-38; Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Шабалина Л.П. Хозяйство и материальная культура русского населения Ульяновского Поволжья в конце XIX - начале XIX вв. - Казань: Издание Казанского университета, 1982, с. 6-9.
[4] Буинский уезд // Подводная перепись 1910-1911 гг. - Симбирск, 1914, с. 2, 6.
[5] Там же, с. 2; Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1913, с. 92-94, 97, 101, 117.
[6] Буинский уезд // Подворная перепись 1910-1911 гг. - Симбирск, 1914, с. 2,6; Список населённых мест Симбирской губернии в 1896 г. - Симбирск, 1897; Список населённых мест... - Симбирск, 1913.
[7] Курмышский уезд // Подворная перепись 1910-1911 гг. - Симбирск, 1914, с. 3.
[8] Симбирский уезд // Подворная перепись 1910-1911 гг. - Симбирск, 1915, с. 1-2, 5.
[9] Г.А. Николаев приводит другие данные на конец XIX в.: у татар в среднем на одно селение приходилось 1527 человек, у мордвы - 1492, у чувашей - 647 и у русских 834. По его мнению, величина селения зависела от того, как долго проживали те или иные народы на территории Симбирской губернии. (Николаев Г.А. Сельское народонаселение Казанской и Симбирской губерний // Состав и положение Чувашии в XVIII - начале XIX вв. - Чебоксары, 1990, с. 78).
[10] Татары. - М., 2001, с. 214.
[11] Саттаров Г.Ф. Этапы развития и очередные задачи татарской ономастики. - Казань, 1970, с. 50.
[12] Симонов А.Г. Типы и формы русских сельских поселений Среднего Поволжья // Очерки статистической этнографии. - Казань, 1976, с. 134. У татар-мусульман на один населённый пункт приходилось 616 человек, у русских - 580, у мордвы - 500, у чувашей - 227, у удмуртов - 231, у марийцев - 124.
[13] В "русской" Ново-Никулинской волости, где находились Погребовские Выселки, проживало небольшое число татаро-мусульманского и мордовского населения.
[14] Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО), ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 59 об. - 61, 107 об. - 108; ед. хр. 362, л. 50-55; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 30-31; Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 47-48; Список населённых мест Симбирской губернии в 1896 г. - Симбирск, 1897, с. 389, 390, 391, 406.
[15] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 107 об. - 108; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 30 об., 32; Инородческие населённые места Симбирской губернии // СГВ, 1870, № 47.
[16] Список населённых мест Симбирской губернии в 1896 г. - Симбирск, 1897, с. 81, 384-385, 372-374, 409, 339-340.
[17] Там же, с. 5-6, 22-23, 405-406; ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 75 об. - 76, 90 об. - 92, 116 об. - 117, 119 об. - 120, 125 об. - 126, 8 об. - 9, 255 об. - 256; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 29, 30 об., 31 об. Только в д. Старое Тимошкино к 1907 г. насчитывалось 104 русских.
[18] Там же, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 88, л. 28 об. - 29, 196 об. - 197, 218 об. - 219, 252 об. - 253; ед. хр. 87, л. 56 об. - 57, 59 об. - 60, 64 об. - 65, 70 об. - 71, 75 об. - 76; ед. хр. 362, л. 15; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 30, 31 об., 32 об.; Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 45, 47-48.
[19] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 53 об. - 54, 56 об. - 57, 59 об. - 60, 64 об. - 66, 70 об. - 71, 82 об. - 84, 103 об. - 104, 113 об. - 114; ед. хр. 88, л. 187 об. - 188, 229 об. - 230, 252 об. - 253; ед. хр. 362, л. 16; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 29 об., 30 об., 31 об. - 33; Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 45, 47-48.
[20] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 56 об. - 57, 103 об. - 104; ф. 99, оп. 1, ед. хр. 75, л. 30; Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 48.
[21] Список населённых мест Симбирской губернии, по сведениям 1859 года. - СПб., 1863, с. 32.
[22] Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. - СПб., 1868. - Ч. II. - С. 739.
[23] ГАУО, ф. 76, оп. 7, ед. хр. 909, л. 4 об. - 5; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 934, л. 4 об., 43 об. - 44; ед. хр. 1391; оп. 5, ед. хр. 314, л. 3-4 об.
[24] Можаровский А.Ф. Ход миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 год. - М., 1880, с. 151.
[25] ГАУО, ф. 318, оп. 1, ед. хр. 748, л. 20-21 об., 27-28, 39-41 об., 84-85.
[26] Там же, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 362, л. 68-70.
[27] Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии - Ульяновской области за 1648-1985 гг. - Ульяновск, 1986, с. 6.
[28] Статистические сведения о крещёных татарах Казанской и других некоторых епархий в Волжском бассейне. - Место и год издания не указаны, с. 38-40.
[29] При этом нет данных о числе крещёных татар в селениях Ишаково, Начар Убеево, Погребовские Выселки, Ишаково и г. Буинске.
[30] Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генштаба. Симбирская губерния. - СПб., 1868. - Ч. 2. - С. 391.
[31] ГАУО, ф. 134, оп. 2, ед. хр. 313, л. 10, 18 об., 23 об., 28 об., 33 об. - 34, 54, 84 об., 88, 94 об., 112 об., 116 об., 126 об., 130 об., 144 об., 163 об. - 164.
[32] Там же, ед. хр. 314, 315, 316; Календарь Симбирской губернии, 1878 год. - Симбирск, 1878, с. 96; Календарь Симбирской губернии, 1879 год. - Симбирск, 1879, с. 97.
[33] Памятная книжка и календарь на 1889 год. - Симбирск, 1889, с. 130-133.
[34] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, 88; ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, 578, 579; ед. хр. 619, л. 5-6; ед. хр. 639, л. 2-4; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1005, л. 17.
[35] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, л. 15-18, 26-44, 101-116; ед. хр. 578, л. 97 об., 132 об. - 133; ед. хр. 807, л. 34-40; ед. хр. 816, л. 47-51; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1416, л. 8-10; ед. хр. 1415, л. 32-36; ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 60 об. - 61, 75 об. - 76, 107 об. - 108; ед. хр. 88, л. 226 об. - 227, 252 об. - 253.
[36] Там же, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 8 об. - 9, 82 об. - 83, 90 об. - 91, 103 об. - 104; ед. хр. 88, л. 252 об. - 253; ф. 88. оп. 1, ед. хр. 1398, л. 45-45 об.; ед. хр. 1400, л. 9-9 об.; ф. 134, оп. 7, ед. хр. 807, л. 41-43, 95-103, 293-296; ед. хр. 816, л. 24.
[37] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 816, 807; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1400, 1495, 1420, 1372, 1371, 1361, 1373, 1398, 1415, 1416, 1449.
[38] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 827.
[39] Исхаков Д.М. Кряшены // Татарстан, 1993, № 4, с. 44.
[40] Там же, с. 46
[41] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 87, л. 53 об. - 54, 64 об. - 65, 82об. - 84; ед. хр. 362, л. 50-55.
[42] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 839, л. 93.
[43] Так как 98,4 % "отпавших" крещёных татар были сконцентрированы в Буинском и Симбирском уездах, то соотношение их численности в волостях было рассмотрено в пределах этих административных единиц по посемейным спискам 1905-1906 гг. По данным названных источников "отпавших" крещёных татар насчитывалось 4207 человек. Из них 4130 человек находились в Буинском и Симбирском уездах. В докладе Симбирской духовной консистории за 1907 год соотношение численности "отпавших" представлено только по уездам. В Симбирском и Буинском уездах из 4601 человек находилось 4529 человек. Таким образом, при рассмотрении численности крещёных татар в волостях этих уездов не были учтены 322 человека (7,1 %).
[44] Не принимается в расчёт численность "отпавших" крещёных татар г. Буинска. В 1857 г. их насчитывалось 67 человек (ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 362, л. 68-69), в 1896 г. - 56 человек (ГАУО, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 619, л. 5-6), в 1906 г. - 103 человека (ГАУО, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 807, л. 174-177).
[45] Там же, ф. 135, оп. 1, ед. хр. 64, л. 2 об.
[46] Список населённых мест Симбирской губернии в 1896 году. - Симбирск, 1897; Список населённых мест Симбирской губернии. - Симбирск, 1913, с. 4-7, 24, 89, 92, 99-100, 109, 115-117; Ауновский В. Инородческие населённые места Симбирской губернии // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 45, 47, 48.
[47] Таймасов Л.А. Христианизация чувашского народа в первой половине XIX в. - Чебоксары, 1992, с. 86; Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII-XIX вв. // Советская этнография, 1980, № 4, с. 30; Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. - Чебоксары, 1959, с. 237, 295-296.
[48] Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в. Численность и этнический состав. - М., 1992, с. 43, 197, 199.
[49] Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII-XIX вв. // Советская этнография, 1980, № 4, с. 30.
[50] Чичерина С.В. У приволжских инородцев. Путевые заметки. - СПб., 1905, с. 142.
[51] Ауновский В. Инородческие населённые места... // Симбирские губернские ведомости, 1870, № 48.
[52] Статистические сведения о крещёных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне. - Место и год издания не указан, с. 38.
[53] ГАУО, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, л. 66-70.
[54] Там же, ед. хр. 149, л. 1, 75, 86-86 об., 173-174, 187-188 об., 193-194, 252-254, 263.
[55] Статистические сведения о крещёных татарах..., с. 38.
[56] ГАУО, ф. 48, оп. 1, ед. хр. 362, л. 50-55.
[57] Там же, ф. 135, оп. 1, ед. хр. 65, л.7-8.
[58] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 70, л. 2, 6-8 об.
[59] Там же, ед. хр. 577, л. 15-18; ед. хр. 578, л. 133-133 об.
[60] Там же, ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1416, л. 8-10.
[61] Там же, ф. 318, оп. 1, ед. хр. 1082, л. 164-164 об.
[62] Там же, ф. 108, оп. 50, ед. хр. 10, л. 14-15 об., 18-20 об.; ф. 134, оп. 7, ед. хр. 578, л. 5 об. - 6, 119-119 об.; ед. хр. 807, л. 104-105; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1459, л. 22.
[63] Там же, ф. 318, оп. 3, ед. хр. 230, л. 9 об., 10 об., 20, 43 об.
[64] Там же, ф. 134, оп. 7, ед. хр. 577, л. 15-18, 66-70; ед. хр. 578, л. 5 об. - 6, 97-97 об., 119-119 об., 122-123, 127-127 об., 133-133 об.
[65] Там же, ед. хр. 807, л. 104-105, 258-259; ед. хр. 816, л. 40-42, 47-51, 32; ф. 88, оп. 1, ед. хр. 1361, л. 38-40; ед. хр. 1416, л. 8-10; ед. хр. 1457, л. 9; ед. хр. 1459, л. 1; ед. хр. 1460, л. 3-4, 11-11 об., 12, 31-32; ед. хр. 1930, л. 56-56 об., 64-71; ф. 1, оп. 93, ед. 86, л. 34, 45, 34-34 об.
[66] Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. Под редакцией Н.В. Никольского. - Казань, 1912, с. 62.

назад

Hosted by uCoz