Пограничье человечества
(опыт классификации девиантных групп).
В современной социологии возникло морально-юридическое деление девиантных групп, групп с отклоняющейся деятельностью. По степени нарастания отклонения от нормальной деятельности они делятся на девиантные, деликвентные и криминальные. В этой классификации первые две группы различаются по моральным свойствам, а третья отличается от предыдущих по свойствам юридическим. Отсутствие единого принципа в распределении таксонов одного уровня деления не имеет научного значения. При неоднозначном делении целого на части невозможно понять ни сущность целого, ни сущности его частей. Неоднозначность классификации является основанием предполагать, что за ней скрывается более богатое и более сложное содержание. Существенным недостатком этой классификации является и психологический подход в выделении социальных групп. Неявно (не заявлено прямо) используется различение по отклоняющемуся поведению, а не по отклоняющейся деятельности. Но психологические свойства являются характеристиками типов личностей, а не социальных групп. Социальная группа состоит из людей. Однако свойства системы не являются суммой свойств её элементов. Каждая социальная группа обладает особенными социальными свойствами. Значит, и девиантные группы (как любые другие социальные группы) надо выделять по таким свойствам каждой из них. Предлагаемая классификация основана на признании нормальной и отклоняющейся деятельности людей. Любая другая классификация может быть основана на ином различении. Но это не значит, что она опровергает данную. Предлагаемая классификация основана на главном положении теории эволюции - развитие происходит как изменяющееся доминирование нормы при различных отклонениях, которые могут быть резервом для дальнейшего развития. Значит, все другие классификации девиантных групп могут быть только вспомогательными. Они заведомо отражают несущественные свойства эволюции. Эти свойства могут быть ценными для отдельных социальных групп и исследователей этих групп. Но они не являются определяющими для общества в целом. В соответствии с теорией эволюции главной группой общества являются обыватели. С обыденной точки зрения это люди, лишённые общественного кругозора, живущие мелкими личными интересами. С научной же точки зрения это люди, нормальные во всех отношениях. Именно они и составляют основу общества. Они обеспечивают динамическое равновесие в развитии человечества. Все другие группы по отношению к ним являются девиантными. Они воплощают собой различные нарушения динамического равновесия. В любой научной классификации главным является выбор критерия. В современном обществоведении (которое переименовали в обществознание) модным является плюрализм. Это - проявление абстрактного отношения к действительности. В философии мыслитель волен избирать первичное и выводить из него разное вторичное. В науке же провозглашённое первичное должно быть доказанным. Плюрализм является только исходным принципом оценки изучаемого явления. Тогда возможны разные объяснения, из которых выбирается наиболее вероятное. Конечным же принципом является монизм - требование установить единственно истинное. Общей методологией наук является логика. Но это недостаточное средство. В естествознании специфической методологией является математика. Её роль никем не оспаривается. В обществоведении специфической методологией является диалектика. Гуманитарии заявили о бесполезности диалектики. Её главным недостатком объявлена схематичность. Этим же свойством "страдает" математика, но отрицать её опасно. На математических расчетах основаны все технологии в промышленности. А в случае с диалектикой можно разглагольствовать о плюрализме, свободе мнений, сомнительности поисков законов общественного развития. Поэтому классификация девиантных групп и стала неоднозначной. Отказавшись от диалектики, обществоведы лишили себя специальных правил доказывания. Математика в общественных науках позволяет решать второстепенные задачи на эмпирическом уровне. Как диалектика в естественных науках позволяет лишь объяснять математически обоснованные законы. Диалектика в естествознании и математика в обществоведении играют вспомогательную роль. А в решении теоретических вопросов общественных наук диалектика остается единственным универсальным средством. Это - "плохое" средство, но лучшего нет. Это надо использовать, а не делать вид, что устанавливаешь истину. В науке методика доказывания представляет собой общепринятые и обязательные процедуры. Они имеют типовой и нормативный характер. Процедуры применяются независимо от "кочки зрения". Наиболее талантливые учёные являются новаторами в методологии. Они открывают новые процедуры или совершенствуют старые. Остальные ученые начинают применять эти открытия. Так индивидуальное становится типовым. Применение доказательств остается индивидуальным, но это не играет решающей роли. Главное - чтобы правила доказывания были едиными. Обязательные типовые правила позволяют сравнивать выводы нескольких ученых по одному вопросу. Проверкой корректного использования правил можно определить, какой вывод истинен или ближе к истине. Игнорирование же правил ведет к стиранию грани между установленным, не до конца выясненным и ошибочным. Тогда факты используются наравне с гипотезами, предположениями и даже домыслами. Отсутствует возможность определить, что есть что. Для сравнения выводов нет общих критериев, а признавать все выводы истинными бессмысленно. Подмена доказанного недоказанным не имеет научного значения. И предположение надо выдвигать, и гипотезу надо выстраивать по общепринятым, обязательным процедурам. Наступление "либералов", "демократов" и "правозащитников" привело к подрыву общенаучных принципов в обществоведении и разложению самого обществоведения. Распространилось "чёрно-белое" деление наук на естественные и гуманитарные. Для биологии места не нашлось, и ее "записали" в естествознание. Разница между косным и живым игнорируется ради самого принципа деления наук на две группы. Распространилось и мнение о невозможности объективного познания общества. При этом замалчивается разница между гуманитарным и гуманистическим подходом. Человеческий подход в оценке общественных явлений двойствен. Гуманитарный подход - это оценка с позиций обыкновенного человека. Но на неё и слесарь способен. Для этого не надо защищать диссертаций. Гуманистический же подход - это оценка с позиций того, как живется в обществе обыкновенному человеку. Вот здесь и нужна диалектика. Она включает в себя: теоретическое обоснование наиболее общих законов всего существующего; раскрытие познания как процесса, который подчиняется этим законам; использование этих законов как общих средств познания. Именно формализованное выведение методов из познанных свойств объекта позволяет получать объективные выводы Одним из основных постулатов диалектики является троичность бытия, зависимости, развития и организации. Троично пространство. Троичны формы материи: физическая, биологическая, общественная. Троичны информационные средства человечества: вещественные, письменные, технические. Троичен базис общества: экономика, культура, социум. Наращивание примеров не имеет смысла. В науке важен не принцип подтверждения, а принцип опровержения. Ещё никому не удалось доказать, что нечто не троично. Значит, и в девиантных группах следует искать три основных типа. Таковыми являются инвалиды, маргиналы и негодяи. Для обозначения инвалидов гуманитарии придумывают различные паллиативные названия. Этим достигается "политкорректность" и затушёвывается сущность группового типа. Инвалид - неполноценный человек в силу увечья, болезни и другой биологической аномалии. Приобретенная инвалидность ограничивает общественные функции человека, а наследственная угрожает самому существованию человечества. Как относиться к этому - вопрос общечеловеческий, как понимать это - вопрос научный. А тип делится на три основные или базисные группы. К калекам относятся люди с какой-либо физиологической аномалией. В основном они могут приспособиться к существующему обществу и действовать относительно свободно. Противоположной группой являются безумцы. Это люди, страдающие психическим расстройством. Большинство из них не способны быть даже относительно полноценными людьми. Синтезная группа - наркоманы, в самом широком медицинском смысле слова. К ним относятся и алкоголики, и курильщики. У этих людей физиологическая и психическая неполноценность взаимосвязаны. А четвертой, надстроечной группой являются извращенцы. Они пользуются уважением со стороны либералов. Но любая противоестественная деятельность, становясь массовой, может привести к гибели человечества. В данном случае уродство является не только целенаправленным, но и активным, преобразующим всю деятельность людей. Выявление маргиналов является фактом современной социологии. Но включение их в девиантные группы остаётся абстрактно-неконкретным. Чаще всего человек, выбившийся из своей группы, отождествляется с опустившимся человеком, который утратил все или большинство связей и отношений. Но это только одна из групп маргиналов. Сам тип имеет территориальный характер. Место человека в социальной системе неотделимо от географического места. Общество развивается одновременно во времени и пространстве. Маргиналы как раз и воплощают собой аномалии в территориальной организации человечества. А тип состоит из трёх основных (базисных) групп. Давно известной группой являются беженцы. Их разрыв со средой обитания происходит по объективным причинам, и само бегство вынужденно. Противоположная группа - переселенцы (мигранты). Они по своей инициативе разрывают со средой в поисках лучших условий жизни. Выделение в нашей стране особой группы "вынужденных переселенцев" является бюрократической хитростью. В действительности между любыми противоположными группами есть множество промежуточных или переходных. К синтезной же группе относятся бомжи. Они порывают со своей средой без перемены места жительства. Но бездомный образ жизни в одном и том же поселении является аномалией. А надстроечной группой являются бродяги. Их часто отождествляют с бомжами. Но бродяга не имеет постоянного места жительства в пределах региона, страны, а иногда и цивилизации. Путешествие как образ жизни и есть аномалия. Активным, управляющим типом девиантных групп являются негодяи. Для их обозначения придумано романтическое название "пассионарии". Оно затемняет сущность явления. А сущность - это безусловный вред обществу от деятельности таких групп. Характерным свойством людей данного типа является подлость, не только в нравственном, но и в социальном отношении. Все негодяи живут за счет скрываемого вреда другим людям. Этот обман фиксируется юридически или морально. Главное - обман является образом жизни негодяев. Данный тип также состоит из трёх основных групп. Самой известной остаются преступники. С выделения этой группы и началось изучение девиантных групп в социологии. Противоположная группа - экстремисты. Юридически обе группы одинаковы. Но первые являются паразитами. С помощью обмана они живут за счет других, сами никакой пользы обществу не приносят и такой цели не имеют. Вторые же с помощью обмана навязывают обществу неприемлемые нормы жизни. И при этом они могут страдать за свою деятельность. В синтезную группу входят блатные. Это члены кланов из родственников, друзей и зависимых. Своя неформальная организация позволяет им "присасываться" к общественным потребностям и навязывать неприемлемые нормы. Надстроечной же группой являются авантюристы. Собственно, это и есть пассионарии, т. е. люди с необузданной деятельностью. Предложенная классификация девиантных групп может быть оспорена. Но у неё есть существенное достоинство. В ней отражается главное в недавно открытом явлении. Явление это представляет собой систему высшего типа - сложное, самоорганизованное, саморазвивающееся и самоуправляющееся целое. Такой системой является общество. Такими же подсистемами являются входящие в него макрогруппы. И в классификации учтены данные свойства общественных систем. Любая более простая классификация будет неполной, неточной, частной. Из предложенной классификации следует, что именно обыватели определяют нравственность, мораль и законность человеческой деятельности. А в девиантных группах воплощаются разнообразные отличия аномалий от нормы. В системе "норма - аномалия" общество устроено ядерно-ветвистым способом. Девиантные группы являются тремя ответвлениями от обывателей. Взаимодействие и взаимозависимость ядра и периферии порождают вектор развития человечества. Рост численности и влияния любой девиантной группы в обычных условиях неприемлемы и даже опасны. Но это и резерв развития. При резком и угрожающем изменении условий нормы жизнеспособность системы утрачивается. И тогда одно из конкретных отклонений может стать нормой выхода к новому устойчивому развитию. Но всякая организация системы двойственна. И общество в системе "норма - аномалия" устроено ещё и противоположным способом. Основу или базис общества составляют инвалиды, маргиналы и обыватели. Надстройкой же являются… негодяи. Ядерно-ветвистая организация общества дополняется базисно-надстроечной. Именно негодяи управляют изменением нормы и аномалии. Кажется, все нынешние нормы раньше были аномалиями. Во всяком случае, первобытные люди считали и считают "цивилизованных" людей негодяями. Тому пример - жесточайший конфликт между американскими индейцами и английскими колонистами. Так вопрос о функциональной классификации девиантных групп неизбежно переходит в вопрос об их стадиальной классификации. Но эта проблема остаётся пока неразрешимой. Современный плюрализм обществоведов в теории - тому преграда. Формационно-цивилизационный подход провозглашён, но на деле не применяется. А использование теории общественных формаций стало тем, что безопаснее скрывать. В таком же положении оказалась диалектика. Единственно эффективный выход из этого плачевного состояния - осознанный переход историков и всех обществоведов к монизму и диалектике. Или мы начнём доказывать однозначно, или идеологи будут по-прежнему легко использовать наши эмпирические данные в антинаучных целях. Эксплуатация бывает не только в экономике. |