Ночь с 23 на 24 июня у древних считалась самой
короткой в году, поэтому практически у всех народов она была праздником.
В эту ночь люди собирались на холмах у рек вокруг священных костров, прыгали
через очистительный огонь и танцевали до самого утра. Природные силы достигали
в это время своей вершины, поэтому человек находился в ситуации, когда
он мог получить от природы подарок, а мог стать случайной ее жертвой.
У древних европейцев этот праздник назывался Соботок, так как люди как
бы объединялись в "со-бытие", защищаясь от враждебных сил. Именно
в эту ночь люди могли слиться воедино, так как избирали себе "суженного",
постигая неведомую силу любви, создавая языческую семью.
У русских язычников этот праздник был посвящен Купалу, поэтому в православном
народном календаре он известен как день Ивана Купала. Однако, православный
праздник отстоит на тринадцать дней от языческого и не совпадает с астрономическим
календарем, поэтому настоящие язычники собираются у костров не в июле,
на который приходится день святого, а в июне. Сегодня купальские действа
популярны среди любителей истории и древней культуры, среди которых имеются
и неоязычники. В Европе, например, местом празднеств неодруидов в день
летнего солнцестояния является древний Стоунхендж. Имеются солнцепоклонники
и в нашем городе. Они собираются в священную ночь вокруг костра где-нибудь
на берегу Волги, за городом, и вспоминают традиции далеких пращуров.
Однако, как оказалось, эти традиции не такие уж и древние. До революции
православный и языческий календари не расходились по дням, поэтому во
многих российских городах в массовом порядке православные собирались на
купальские игрища. Это был пережиток язычества, связанный с весенне-летними
обрядами. В древности май и июнь были месяцами "ладования",
то есть выбора будущего супруга.
В симбирском городском фольклоре пласт ладо-купальских символов является
очень значительным. Например, имеется как минимум две версии красивой
легенды об Иване и Марье (Марине), одна из них связана с названием родника
Маришка (а раньше это было озеро). В другом варианте рассказывается о
хороводах, собиравшихся весной на берегу Волги (это и называлось "ладованием").
В Симбирске больший процент свадеб по сравнению с другими городами приходился
на весенне-летний период. Все это наталкивает на мысль о популярности
среди симбирян праздника Ивана Купала.
Где могли собираться наши предки в эту ночь? Традиция связывает купальские
костры с полянами на холмах в лесу около реки. Таким местом могла быть
волжская терраса, на левом берегу Волги, где в XIX веке, как и сейчас
рос городской лес. Именно этот берег связан в симбирских песнях с веселой
разгульной жизнью, с молодецкой любовью. Тем более, что горожане Заволжья
дольше сохраняли традиционный уклад жизни с свойственными ему пережитками
язычества. И, действительно, по документам XIX века в Левобережье в границах
городской земли находилась Лысая гора - так назывались возвышенности,
на которых устраивались купальские гуляния. В заволжском лесу до сих пор
растет папоротник, который по преданию, бытовавшему и в Симбирске, расцветал
в ночь на Ивана Купала огненным цветом. Человек, сорвавший этот цветок,
получал огромную власть над людьми, богатство; мужчина, обладавший им,
получал власть над женщинами. Добыть цветок, по мнению наших предков,
было непросто, так как этому препятствовали темные силы - черти, ведьмы
и колдуны.
Догадки о популярности праздника Ивана Купала в Симбирске подтверждают
слова Ивана Пушкарева, писавшего в 1837 году: "Предрассудки язычества
между простонародьем истребились вовсе; но празднование Лады в день Ивана
Купалы, и Семик, заключающиеся ныне в обыкновенных гуляниях за городом,
без каких-либо особенных обрядов, свидетельствует о том, что и здесь в
старину совершаемы были обряды приношения друидам". А, значит, Симбирск
можно включить в число русских городов, где в XIX веке бытовали очень
красивые традиции ладования.
И если вы, гуляя ближе к полуночи на Ивана Купала, случайно заметите среди
деревьев парковой зоны свет от углей костра, то не вызывайте пожарных
- это влюбленные собрались у огня или же вам просто посчастливилось найти
колдовской цветок папоротника.
Сергей Прозоров.
|