Русская православная община Симбирска
во второй половине XIX - начале XX века.
Православные города в отличие от православных сельских местностей, как правило, не объединялись в одну общинную организацию, то есть мирская община и приход в крупных городах не совпадали. Это отличает православных и от представителей других конфессий русского города - мусульмане, иудеи, лютеране, католики и старообрядцы объединялись в Симбирске в свои религиозные общины, а православные были разъединены на церковные приходы. К православной общине Симбирска себя относили общества, то есть сословные общины, дворян (благородное собрание), ремесленников (не смотря на то, что в нее входили и иудеи), купцов (также состоящая и из представителей иудейского вероисповедания) и мещан (которая включала большинство разнородного населения города).(1) Эти общества идентифицировали себя с русским этносом, что наглядно видно из событий 1876 года, когда они выражали поддержку восстанию балканских славян против мусульманской Турции. В целом город Симбирск и городское общество (община) воспринимались как русские.(2) В газетной заметке, посвященной поддержке славян городским обществом, говорится:"24 августа в 11 часов утра, Преосвященный Феоктист, Епископ Симбирский и Сызранский, по просьбе Симбирского городского общества, совершил молебствие о даровании победы страждущим Славянам Балканского полуострова." Осознаваемое братство "по крови" и братсво по вере облекалось в необходимую для любого этнического самосознания формулу "свой-чужой", "мы-они". Корреспондент газеты пишет: "Сочуствие к бедствующим Славянам не только в образованных классах, но и в простом народе так велико, что наш новый, обширный Собор не смотря на будничный день, не мог вместить всех молящихся... До чего близка эта борьба Славян с Турками сердцу каждого русского показывает уже одно то что простой народ в разговорах принимает ее как-бы за свою собственную и не говорит о ней как о чужой: "наши там-то победили, а здесь наших принудили отступить", постоянно слышится при передаче газетных известий..."(3) Модель функционирования православной общины города можно распространить на этническое самосознание русских в целом - русские никогда не имели своего собственного государства, так как Россия всегда была многонациональной, но Россия всегда мыслилась русской и православной, тогда как другие этно-конфессиональные группы имели автономию в рамках этого государства. Самосознание нации всегда формировалось под влиянием фактора внешней угрозы (в данном случае внешний враг - Османская империя). Функционирование общины осуществлялось на уровне официальной церкви и идеологии, на уровне городского общества и сословных обществ и на уровне отдельных семей. Церковь культивировала в горожанах идею об особой исторической миссии русского народа, повторяя постулаты "теории официальной народности". Национальная идея формулировалась в многочисленных "словах" иерархов церкви при большом стечении горожан. Массовые "молебствия" проводились по различным поводам: дни рождения и прибавления в царской семье, дни коронации, освещение новых построек, памятников и заведений, начало и окончание войн и т.д.(4) Церковь не выступала как организационная сила и лишь за редким исключением приход принимал на себя общинные функции (например, при выборах в городскую думу приход был избирательным округом). На уровне обществ православные объединялись вокруг постройки церквей (купеческие кланы были жертвователями конкретных церквей), культа отдельных икон (например, иконы Спаса (купцы) или святых-покровителей (освещение иконы св.Михаила в мещанской управе)(5)), праздников. Важное значение горожане уделяли православию в системе образования. Так, православные частные школы городское общество брало на свое попечение, а мусульманам в такой просьбе отказало.(6) Особая форма функционирования православной общины являются "молебствия", инициатором которых является городское общество. Так было в 1876 году, когда весь май держалась жаркая погода. "Вследствие этого Преосвященный Феоктист, Епископ Симбирский и Сызранский, по желанию городского общества, назначил 2 числа июня молебствие, о неспослании дождя, с крестным ходом в поле. Симбирский городской голова Н.Д.Маляхинский известил об этом жителей в печатных объявлениях. И вот в 6 часов утра 2 июня из всех приходских церквей двинулись жители Симбирска, при звоне колоколов, с иконами и хоругвями к церкви Богоявления Господня,... где в это время назначено было совершение литургии. По окончании литургии, религиозная процессия, с участием самого Преосвященного, направилась в поле, находящееся за рекой Свиягой, к западу от Симбирска. Здесь, при многочисленном стечении народа, и совершено было молебствие. К утру 5-го июня все небо поволокло тучами, а с 7 1/2 часов пошел дождь."(7) На уровне отдельных семей можно выделить два основных типа отношения к православию. В одних семьях преобладала формальная сторона веры (например, личные отношения мужа и жены оценивались через исполнение православных обычаев). В других семьях, при сохранении внешней обрядности (устраивались молебны), возобладала внутренняя сторона веры (вера "без ханжества", "покаянная религиозность").(8) После революции отличия православной общины сказались на ее более быстром распаде по сравнению с другими конфессиональными обществами. Сначала исчез общинный уровень ее существования (общества заменили советы), а затем была ослаблена церковь (разрушение церквей в 1930-е годы). До наших дней сохранился семейный уровень, возраждается церковная организация, но, как и до революции, православные в городе не представляют из себя единой общинной организации. 1. О составе общин: ГАУО, Ф.143, оп.1, д.66; ГАУО
Ф.143, оп.1, д.9; ГАУО, Ф.143, оп.1, д.14; ГАУО, Ф.143, оп.1, д.67; ГАУО,
Ф.143, оп.1, д.76; ГАУО, Ф.143, оп.1, д.272; ГАУО, Ф.211, оп.1, д.87;
|