ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА СИМБИРСКА
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Татары известны в городе с самого его основания в качестве служилого населения, однако, их нельзя относить собственно к горожанам, так как жили они в уезде. С контактами между служилыми татарами и горожанами в XVII - начале XVIII века можно связать происхождение оскорбительного эпитета, которым русские симбиряне награждали татар-горожан в XIX веке. Русские называли татар презрительно "князьями". О древности этого эпитета говорит описание татар Т.Г.Масленицким 1785 года: "Но княжеские их фамилии давно перевелись, удержав только одно имя, по которым число живущего в тех местах жителей по простонародству сотнями имеются еще и по ныне, как то князя Ишеева, князя Алычева и проч. Почему и земли, принадлежащие некоторым деревням, по имени их называются..." Татары в XVIII веке отождествляли себя с князьями, по именам которых называлась местность. В русском фольклоре татарскими "князьями" называются владельцы древних городищ ("городков") периода Золотой Орды и Казанского ханства. Т.Г.Масленицкий характеризует характер татар: "Они до бесконечности любопытны, хитры, льстивы, святостью обрядов и закона надменны, горды, пронырливы и другие нации презирающие..." В этой характеристике нет ни одного положительного качества, так как и любопытство татар Т.Г.Масленицкий понимает негативно (дотошные распросы посторонних людей о их жизни и положении). Эта характеристика татар иллюстрирует изначальное "презрительное" отношение к ним со стороны русского населения Симбирска. Не смотря на то, что вблизи Симбирска были татарские села, значительная татарская община фиксируется в городе только в XIX веке, а документы и описания XVIII века говорят, что население города было православным и русским. Так, китайский дипломат Ту-Ли-Чень, в 1714 году характеризует этнический состав города - "всех жителей одних русских людей". Т.Г.Масленицкий пишет о населении Симбирска: "Всего мужска - 5464, женска - 5366 человек; все они христианской веры греческого вероисповедания..." О самих татарах Т.Г.Масленицкий не пишет, что они живут в городах, но если про чувашей и мордву он утвердительно заявляет, что они живут только в деревнях, то, описывая татар, он различает "деревенских татар" и зажиточных, занимающихся торговлей. Первым, кто коротко описал татар в Симбирске был Павел Сумароков в 1838 году: "Перед окнами моими толпятся татары, расхаживают в длинных рубашках в белых шляпах." Первым случаем, когда в документах упоминаются татары, можно назвать уголовное дело 1818 года, фигурантом которого является буинский купеческий внук Абдульханов. В период роста города в первой половине XIX века формируется его татарское население, при этом инфильтрация татар происходит не только напрямую из деревень, но и из уездных городов. К середине века в Симбирске сложилась оседлая татарская община. В 1860 году мусульман в городе насчитывалось 156 человек мужского пола и 149 - женского, всего 305 человек, в 1862 году - 335 человек, в 1866 году мусульманская община сократилась до 87 мужчин и 99 женщин, всего - 186 человек (это объясняется эпидемией и оттоком крестьянского населения из города), в 1876 году татар насчитывалось 153 мужского пола и 163 - женского, то есть всего 316 человек, в 1877 году эти цифры составили 104 и 149 душ, то есть всего 253 (сокращение связано с войной и призывом), а в 1887 году - 628 и 427, то есть всего 1055 человек. По данным переписи 1897 года татар в городе было 1256 мужчин и 935 женщин, всего 2191. К 1917 году численность татарской общины составила порядка 3000 человек. Перепись 1897 года фиксирует, что почти все татары были мусульманами (1242 мужчин и 935 женщин), 12 татар были православными (новокрещеные татары, упоминаемые в документах, они не образовывали единой общины, часть их - ученики чувашской школы). Двое мужчин и две женщины из татар были караимами (иудеи, тюркоязычные выходцы из Крыма, в посемейных списках имеется информация о Якове Самуиловиче Мангуби, его сыне Михоэле, жене Хавве Наумовой и дочерях Седете и Рахиль, чье семейство, прибывшее из Крыма (упоминается справка из синагоги Севастополя), было причислено к симбирским купцам в 1892 году). П.Л.Мартынов описывает ранний этап существования татарской общины в городе так: "До 1853 года татары гор.Симбирска, тогда еще немногочисленные, совершали свои повседневные моленья в частном доме местного купца Ильясова, а для нижних воинских чинов магометанского закона, еще в 1838 году, нанят был, от казны, мулла, с жалованием по 100 рублей ассигн. в год, при готовой квартире в казармах батальона внутренней стражи..." То есть до 30-х годов большинство мусульман были военными и лишь в период 1838-1853 годов сформировалась татарская община вокруг купца Ильясова. Это доказывается и тем, что татарское кладбище в Симбирске появилось незадолго до 1864 года, когда был пожар и его решено было обнести валом. О времени появления кладбища в 1911 году сообщалось на заседании Городской думы, что оно "отведено более 40 лет тому назад". В 1853 году был построен молельный дом без минаретов на Лосевой улице. Вот как описывают статистики 1916 года историю симбирской мечети: "Татарская мечеть, на Лосевой улице; возобновлена в 1865 году из материала, построенного в 1853 году симбирским купцом Курамшой Абдул. Акчуриным каменного молитвенного дома; в том же году построен минарет; в 1874 году на средства Тимербулата Курамшевича Акчурина значительно расширена." В 1874 году мечеть могла принимать более 300 молящихся, что соответствует численности постоянной татарской общины в городе. Эта мечеть в 1860-х годах была единственной каменной в губернии. Поселение татар было достаточно локальным. Они жили на Лосевой улице и, идущей параллельно, Татарской улице. В 1872 году была основана татарская школа, медресе, в флигиле при дворе мечети. В ней учились дети симбирских татар, а также дети из уездов. Как пишут статистики начала XX века, в учениках "никогда недостатка не замечается". В 1898 году число учеников составляло 130 человек. Муллой мечети в 1870 году назван Абдул-Вели Гафаров. В начале XX века медресе руководил ахун мечети Мухамед - Шакир Гафаров, упоминаемый также в делах мещанского старосты 1916 года как "ахун Симбирской соборной мечети, введеной в 1905 году, М.В.Гафаров". Судя по сохранившимся спискам татарской общины, Гафаровы в начале XX века были представлены в городе несколькими семьями. В 1867 году указный мулла В.А.Гафаров построил деревянный одноэтажный дом на Лосевой улице. В 1893 году жена указного муллы С.З.Гафарова также построила деревянный одноэтажный дом на этой улице. Несомненно, что в период 1850-1905 года, лидерами общины можно назвать семью Акчуриных. На фотографиях Акчурины запечатлены в чалме, что говорит о их почетном статусе в татарской общине. Их родоначальником был государственный крестьянин села Алексеевки Старо-Тимошкинского приказа Абдулла Акчурин, который занимался скупкой и продажей шерсти. После получения разрешения торговать по всей России Акчурины становятся симбирскими мещанами. Ко второму поколению относятся сыновья Абдуллы: Курамша, Яхья, Сулейман и Ильяс. Они не потеряли связи с селом, так как предприятия, им принадлежащие, находились не в Симбирске, а в сельской местности. В Симбирске имели дома Сулейман (на Московской улице) и Курамша (на Лосевой). Первый владел суконной мануфактурой в удельной деревне Старое Тимошкино (с 1849 года), а второй - суконной фабрикой в Гурьевке, Карсунского уезда. Оба брата числились в первой гильдии симбирских купцов. К следующему поколению Акчуриных относятся сыновья Сулеймана - Хасан, Абдряхмит, Юсуп (Юсуф) и Якуб, члены торговых домов "Вдова Акчурина с сыновьями" и "Братья Акчурины". Хасан Сулейманович имел суконные фабрики в Тереньге и Трубетчине, лавку в Нижнем Новгороде, дом в Казани и более 1000 десятин земли в Карсунском уезде. Юсуф пошел по научной стязе и к концу жизни стал советником президента Турции Кемаля Ататюрка и проповедником панисламизма. Эта ветвь постепенно утрачивает тесную связь с Симбирской общиной, чего нельзя сказать о детях Курамши. Сыновья Курамши Акчурина - Темирбулат, Ибрагим, Исмаил и Асфандияр Курамшевичи. Темирбулат имел каменный одноэтажный дом на Лосевой улице с надворными постройками, являлся купцом первой гильдии и получил звание потомственного почетного гражданина. Он не терял связи с делом в Старом Тимошкино. Почетный гражданин Исмаил Акчурин владел постройками на Спасской улице. Ибрагим Курамшевич избирался гласным Городской думы. Асфандеяр был связан с селом, его дочь Зухра училась в медресе Коромысловки, Старом Тимошкино и Симбирске, вышла замуж за Крымского мурзу. Нам удалось обнаружить в документах Городской думы упоминание также и о потомственном почетном гражданине Услане Ильясовиче Акчурине, "состоящем по городу Симбирску в купеческом 1-й гильдии свидетельстве". В отношении Симбирской казенной палаты к Городской думе от 17 февраля 1866 года, обнаруженном нами, перечисляются члены его семьи: мать-вдова Хайриниса, сестры Баби-Акна, Баби-Фатима, Баби-Д...(?, надпись неразборчива) и Баби-Газияр, брат Мухамет Америом. Постепенно Акчурины перестают быть лидерами только симбирской татарской общины. Они не замыкаются только на Симбирске и только на своем этносе. К 1914 году в среде мусульман возникла идея о постройке второй мечети. Это вызвано значительным ростом татарского населения в этот период. Татарская община в начале XX века оформляется юридически в Общество мусульман города Симбирска. Из упоминания в документах мещанского старосты мы знаем о превращении симбирской мечети в соборную, что оформляло мусульман в официальный "приход". Это произошло в 1905 году. В 1914 году назрела необходимость во второй соборной мечети, так как возникло второе территориальное поселение татар в Симбирске в районе татарского кладбища. В журнале заседания Городской думы N 1 за 1914 год объясняются причины необходимости постройки второй мечети: "В прошении уполномоченные объяснили, что в указанном ими районе, если к нему прибавить кирпичные сараи и концы Сборной, Миллионной и Буинской улиц, проживает свыше 300 мусульман мужского пола, так что нужда в доме для молитвы очень большая..." В "Списке лиц, изъявивших желание на постройку мечети", прилагаемом к делу говорится, что все эти лица проживают в одном приходе "в расположении от первой соборной мечети Симбирска более двух верст..." Постройку мечети разрешили и в 1915 году был заложен фундамент, однако из-за войны завершить начатое строительство не удалось и, когда это было сделано, точно не известно. В прошении 27 ноября 1915 года говорится, что "взамен мечети сняли у прихожанина Мухамета Сабира Ибрагимова для молитвы дом, находящийся на городской земле близ мусульманских кладбищ и вблизи места, отведеннаго для постройки соборной мечети". В том же 1914 году был поставлен и вопрос о создании светской школы для татарских девочек, которая бы находилась на государственном или городском попечении. Об истории школы сделал доклад на заседании Думы гласный Ибрагим Курамшевич Акчурин: "...До 1907 года такой школы не было, девочки ходили учиться к жене муллы, одним словом было все примитивно и архаично. Решили обратиться к Инспектору училищ и открыли специальную школу, официальным заведующим которой был назначен я... 1-й год школа содержалась на средства моих родственников, а затем общество мусульман приняло это на себя..." Такая ситуация сохранялась до 1914 года, о чем и говорится в прошении о назначении пособия на содержание мусульманской школы в Думу: "Мы, мусульмане, жители города Симбирска в настоящем году общими силами и частными пожертвованиями построили школу... по Миллионной улице, позади 2-й части в бывшем владении Егоровых. В этой школе в настоящее время обучается 160 мусульманских девочек. Школа эта содержится таким же путем как и строилась, что крайне затруднительно..." Активизация деятельности татарской общины повлекла за собой некоторое противодействие со стороны губернских и городских властей. Симбирское губернское правление в 1915 году предписало Полицейскому управлению предоставить сведения, "не может ли от построения в городе Симбирске 2-ой мечети произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан и новокрещеных татар". Городская дума на своем заседании потребовала от мусульман создания именно светской школы, где религиозное воспитание не являлось бы главным. Только на таких условиях возможно было ее содержание городом, а не религиозной общиной. "Гл(асный) Бахтеев отвечает, что к этому общество близко, с этим рассчетом выстроена школа, девочки весьма интересуются русским языком, охотно его изучают, пишут, но некоторое еще время бороться между собой обществу придется..." Мы видим, что к 1914 году татарская община Симбирска уже была неоднородной по их отношению к религии и другим этническим группам. Было образовано две религиозных общины - прихода. В первую вошли жители Лосевой и Татарской улиц (154 домохозяйств и 313 мужских душ), а во вторую - жители Сборной, Миллионной и Буинской улиц, а также жители Северного Выгона по Новой линии в Кирпичных сараях (105 домохозяйств и 267 душ мужского пола). Первая община - это потомки коренных городских жителей, а вторая - вновь прибывшее население. Это можно доказать анализом списков мусульман мужского пола, входящих в приходы Первой и Второй соборных мечетей. Вторая община более молода, большинство детей имеют возраст от 1 до 10 лет (85 из 155), причем годовалых насчитывается 13 мальчиков. В первой общине большинство детей имеют возраст от 6 до 15 лет (67 из 132), а годовалых младенцев насчитывается всего один мальчик. Разница в возрастной структуре общин может быть объяснена тем, что вторая община состояла из вновь прибывающих мусульман - оседая в городе, они обзаводились детьми. Пик рождаемости начался во второй общине за 8-10 лет до 1914 года, то есть в 1904-1906 годах. Именно в эти годы появилась необходимость в официальном оформлении общества (1905 год) и устройстве школы для девочек на Миллионной улице (1907 год). По данным переписи 1897 года татарская община насчитывала всего 4 представителя купечества (двое мужчин), 192 мещанина и 1949 крестьян. Естественно, что крестьянский компонент уже в то время преобладал над городским. Данные о крестьянском сословии среди татар говорят о преобладании миграционного потока прямо из села, но часть крестьян были коренными жителями Симбирска и владели недвижимостью. Таким образом среди татар города можно выделить купцов и мещан, которые учитывались органами сословоного самоуправления и могли участвовать в его работе, домовладельцев из крестьян, которые входили в Общество мусульман Симбирска вместе с мещананми и купцами и могли участвовать в городском самоуправлении, и крестьян, живших в чужих домах, которые не имели никаких прав в городском самоуправлении, но могли влиять на мусульманскую общину города. Эта структура татарского населения отразилась на организации общин-приходов, она была неодинаковой. Во главе первого прихода стоит духовный лидер - ахун Гафаров, который был ответственным за внутреннюю структуру прихода вцелом. В списке мусульман прихода Первой соборной мечети первые места занимают Багаутдин Юсупов, Мухамет Карим Абушаев и Мухамет Рахим Тенишев. Четвертую позицию занимает Мухамет Юсуф Бахтеев. Они обладают авторитетом не в силу своей популярности, а по причине своей состоятельности. Примечательно, что пятым в списке находится представитель семейства Ильязовых, купцов, организаторов общины на раннем этапе ее существования. Купцы занимают центральное место в организации первой общины. В посемейном списке симбирских купцов 1874-1906 года содержится, как минимум, три татарских семьи: Ильи Искаковича Алиева, Мухамет-Керим Шамтердиновича Абушаева и Багаветдина Шагиахметовича Юсупова. Эти семьи жили в Симбирске в период 1884-1906 годов. Известно, что владелец паровой фабрики по изготовлению из старых вещей шерсти в слободе Туть Богаветдин Юсупов в 1907 году числился крестьянином деревни Савалеевой Казанской губернии, при этом, два года подряд, в 1905 и 1906, он причислялся к симбирским купцам. Илья Алиев в 1884 году, когда Симбирск попал в полосу экономической стагнации, вместе с семьей был перечислен в буинское купечество, из которого, вероятно, и происходил. В 1912 году упомянут симбирский мещанин Муб. Мухаметз. Тенишев, владелец мыловаренного завода. Бахтеевы были также влиятельным семейством в Симбирске. В 1904-06 годах С.Ш.Бахтеев, купивший дом на Лосевой улице, упомянут как крестьянин. Председателем общества мусульман Симбирска в 1914 году назван З.С.Бахтеев, отсутствующий в списке прихожан. Во второй общине влияние переходит к официальным выборным лицам Общества мусульман города Симбирска. В 1914 году уполномоченными Общества мусульман города Симбирска были выбраны Сафа Давлетшин и Идрис Зейнетдинович Саттаров (Сафаров). Они были представителями новой северной общины татар Симбирска. Их статус определялся авторитетом и популярностью среди большинства общины. В списке северной общины они идут первым и третьим, второе место занимает мещанин Набиулла Гисматулович (Набиулл Хисметуллович) Темирбулатов, который также представлял общину в 1914-15 годах. Во второй общине не было духовного лидера, так как в 1915 году в прошении говорится, что "за неимением указнаго муллы, прихожанам приходится терпеть нужду в мулле". Общество мусульман выбрало на должность муллы второй приходской мечети крестьянина деревни Верхних Каралита Буинского уезда Мухамет Сабира Ибрагимова. Лидеры второй общины - выходцы из деревень. Сафа Давледшин и Идрис Саттаров были крестьянами Старо-Студеницкой и Молчакоевской волостей Буинского уезда. Муллой второй соборной мечети был крестьянин деревни Верхних Каралита Буинского уезда Мухамет Сабир Ибрагимов. Из запроса мещанского старосты Зеленцова 1916 года о браке симбирского мещанина Темирбулатова с дочерью крестьянина деревни Старых-Тинчалей Старо-Студеницкой волости Буинского уезда Симбирской губернии Ахмедьсафой Давледшиной Васфизямаловой можно сделать вывод о его сельском происхождении. Если говорить о месте, которое занимала мусульманская община в Симбирске, то необходимо заметить, что, не смотря на достаточно серьезные капиталы, сосредоточенные в руках татарских купцов, их не допускали к сословному самоуправлению купцов и мещан, они не участвовали в работе ярмарочной комиссии, то есть мы не наблюдаем такого дуализма, который отмечен в Казани в работе и структуре мещанского общества. Татары участвовали в работе самоуправления на городском уровне. Так, в 1914 году гласными Думы были З.С.Бахтеев, А.К.Гафаров и И.К.Акчурин. Татарская община как культурно, так и организационно была замкнута на себе более других этно-конфессиональных групп города. Прибывающие в город селились в домах и на постоялых дворах татар (например, постоялый двор Абрахмана Абдульханова, где часто находились лица без всякого письменного вида). В 1897 году насчитывалось 136 самостоятельных татар мужского пола и 10 женского, которые жили за счет частной благотворительности, то есть община помогала молодым юношам осваиваться в городе. Даже в случае воровства татары чаще ориентировались на татар. Замкнутость проявлялась и в традиционности религилзной жизни, бытовой культуры, семейных обычаев и норм, занятий. Большая часть татар-горожан занимались земледелием и тороговлей продуктами сельского хозяйства (378). Ремесленным производством и строительством занималось 204 человека. Влияние города привело к появлению большого числа прислуги, поденщиков и чернорабочих (502 человека). Для татар Симбирска конца XIX - начала XX века
этно-конфессиональная принадлежность была более значима, чем принадлежность
к городскому поселению, однако, появление в это время двух татарских общин
с различной структурой говорит о начавшихся процессах изменения внутриэтнических
и межэтнических связей под влиянием усиливающейся урбанизации. Примечания и ссылки: В "Росписном списке" Симбирска 1670
года упоминаются "служилые мурзы и татары", кото-рые не были
жителями города, но были приписаны к нему (см. Гуркин В.А. Симбирская
черта. -Москва-Ульяновск, 2000, с.39. ). Еще в 1701 году служилые татары
уезда в своих челобитных называют себя "синбирянами", судя по
подписям они не слились с русским дворянством, со-хранив этническую идентичность
(см. Симбирские губернские ведомости.- 1868- №35). |